Режиссер Алла Сигалова и художник Павел Каплевич предложили смелую идею: сделать из легендарного балета «Щелкунчик» оперу!
Постановка приурочена к 175-летию со Дня рождения П.И. Чайковского, одной из главных музыкальных дат 2015 года.
Алла Сигалова, режиссер-постановщик:
Я училась в Хореографическом училище имени А.Я. Вагановой. Естественно, уже с ноября на сцене Мариинского театра начиналась череда спектаклей «Щелкунчик», в которых мы участвовали, а с сентября шли репетиции. Если в ноябре начинаются спектакли, то репетиции стартуют первого сентября, когда ты приходишь на занятия. И — нон-стоп до февраля! И так все девять лет обучения. Несколько месяцев перерыва — и снова «Щелкунчик». Каждая нота этого произведения живет в каждой твоей клеточке! Поэтому идея сделать из партитуры балета оперу «Щелкунчик» буквально лежала на поверхности. Всё связано с этой музыкой — детство, родной Санкт-Петербург, запах кулис, сцена Мариинского театра, ожидание новогодних чудес, — и всё это для меня магическое, манящее… К этой постановке я отношусь как к подарку судьбы. Счастлива работе с музыкой Чайковского, сотрудничеству с талантливыми людьми, рада, что вернулась в Новую Оперу — театр, с которым связаны самые прекрасные воспоминания о встрече с Евгением Владимировичем Колобовым, с выдающимися солистами, артистами хора, создавшими удивительные образы в «Травиате», которую мы вместе ставили 16 лет назад. Я благодарна всем, кто работает над спектаклем. Создать оперу «Щелкунчик» — большая ответственность! Мы рождаем новое произведение, привнося в него свое тепло, свою сердечность, свой опыт и воспоминания о детстве.
Игорь Кадомцев, автор музыкальной редакции:
«Щелкунчик» Петра Ильича Чайковского — лучшая балетная партитура на свете. И это классический пример именно балетной драматургии: действие сосредоточено в первом акте, второй же, по сути, представляет собой концерт в костюмах. Создатели спектакля распределили драматическое действие между двумя актами, поэтому их границы изменились и несколько номеров из второго переместились в первый. В частности, знакомство кукол с Щелкунчиком происходит еще в первом акте. А бой Щелкунчика с мышами оказывается лишь сном Маши. В связи с этим пришлось поменять местами несколько номеров и произвести косметические сокращения. Замечу, что и многие хореографы привносили свои нюансы в драматургию «Щелкунчика».
Главная задача, стоявшая передо мной и музыкальным руководителем спектакля Дмитрием Юровским, — раскрыть именно оперный потенциал сочинения. С одной стороны, мы сохранили, где это возможно, подлинные мотивы Чайковского; с другой, — заботились и об удобстве певцов. Наш подход — интегральный: к партитуре Чайковского прибавляется вокальная партия, причём в её основе также материал композитора (например, взятый из других пластов музыкальной ткани). По возможности, сохранена авторская оркестровка, однако в ряде случаев она облегчена (иначе не услышать певцов). Единственное, что я позволил себе сочинить, —арию Мышиного Короля на фоне боя (опять же из мотивов Чайковского).
по материалам сайта http://www.novayaopera.ru/
фотограф Яковлева Светлана.