Н.А. Римский-Корсаков «ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК»
Небылица в лицах, опера-балет в трех действиях
Спектакль Детского музыкального театра имени Н. Сац
Музыкальный руководитель постановки и дирижер — Алевтина ИОФФЕ
Постановка Заслуженного деятеля искусств России, лауреата государственной премии России, лауреата премии “Золотая Маска” Георгия ИСААКЯНА и Народного артиста РоссииАндриса ЛИЕПЫ.
Одна из самых мудрых сказок А.С. Пушкина здесь воплотилась в музыке, ставшей, по общему признанию, гениальным достижением русского композитора.
Созданное в 1909 году, это произведение уже через 5 лет вслед за представлением на российских сценах получило всемирное признание в Париже во время прославленных Дягилевских сезонов.
Знаменательно, что Детский музыкальный театр им. Н.Сац после московской премьеры снова представил «Золотого петушка» парижской публике. Спектакли, представленные на сцене прославленного Театра Елисейских полей были посвящены 100-летию этой парижской сцены. Однако, конечно, первыми зрителями — слушателями нового спектакля нашего театра стали юные москвичи.
Пленительная сказка А.С. Пушкина — Н.А. Римского-Корсакова «Золотой петушок» в исполнении оперной и балетной трупп театра, а также симфонического оркестр неизменно пользуется успехом у зрителей.
«Золотой петушок» — последняя опера Римского-Корсакова и одно из высших его достижений. В цикле сказок, начатом «Снегурочкой», это произведение ближе всего к «Сказке о царе Салтане» и «Кащею бессмертному». Но сатирические мотивы получают здесь еще более яркое воплощение, «небылица в лицах» становится обличением деспотизма. Додон, в отличие от Салтана,— жестокий, глупый, сластолюбивый и в то же время бессильный тиран. Он поработил своих подданных и довел их до полного отупения. Под его властью нет народа, а только обыватели, достойные своего владыки. Для характеристики Додонова царства Римский-Корсаков не жалеет красок. Но сатира не исчерпывает содержания оперы. Образам Додона, мамки Амелфы, воеводы Полкана, царевичей Афрона и Гвидона противостоят фигуры Звездочета и Шемаханской царицы. Действенная функция их довольно сложна. Царицу чаще всего считают олицетворением красоты, поэзии, искусства, для чего ее партия, насыщенная ориентальными оборотами, дает основания. И все же такая трактовка не раскрывает этот образ полностью.
Менее всего занимало композитора противопоставление красоты уродству: в образе царицы заключено не только очарование красоты, но и бездушие по отношению к людям, страх перед Звездочетом, олицетворяющим мудрость. Дочь Востока связана с чародеем тайными узами — об этом говорит музыка. Звездочет хочет овладеть ею, и для него Додон лишь орудие достижения этой цели. Однако царица хитрее, изобретательнее и мудрого Звездочета, и тупого Додона. Она исчезает во тьме, ускользая от обоих соперников. Таинственность, недосказанность составляют основное ее свойство.
Смерть Додона повергает обитателей царства в смятение. Безысходность господствует, холопские стенания толпы гротескно преувеличенны. В эпилоге Звездочет иронически утешает публику, указывая на нереальность, призрачность Додонова царства, однако условность представления немедленно разрушает крик Золотого петушка — сказка обрывается на тревожной ноте.
Автор: Абрам Гозенпуд http://www.rimskykorsakov.ru/petushok.html
Фотограф Яковлева Светлана