Человек – это звучащий инструмент. В преддверии Международного дня голоса в издательском доме «Аргументы и Факты» прошёл Совет экспертов, посвящённый искусству владения голосом.
В число экспертов вошли:
В чем состоит искусство владения голосом? Как должен быть настроен голос, чтобы получить отклик в душе зрителя? Что важнее для выразительности речи: интонация, мелодичность или темп? Как долго восстанавливается голос после спектакля? Есть ли свои рецепты? Как научиться правильному использованию голоса? Как абитуриенту проверить возможности своего голосового аппарата? Есть ли границы диапазона и силы голоса или техника исполнителя позволяет творить чудеса? А как преподавателям избежать издержек профессии и сохранить голос? Существует ли система мер для сохранения голоса студентов-вокалистов? Нужны ли СанПиНы для голосоречевых профессий? – эти и другие вопросы обсудили эксперты высочайшего класса – преподаватели творческих вузов, фониатр, радио- и телеведущая.
Мастер художественного слова Антонина Кузнецова сразу же предупредила, что если человеку нечего сказать миру, то и голос ему не поможет.
По словам Екатерины Осипенко, с официальной точки зрения ни один педагог не является профессиональным преподавателем голоса и не существует голосоречевых профессий. Нормами российского здравоохранения на сегодняшний день не предусмотрено выявление профессиональных заболеваний, связанных с голосом.
«Человек – это звучащий инструмент», — заявила Татьяна Башкирова и рассказала о том, что абитуриенты творческих вузов не всегда приходят с красивым от природы сценическим голосом. Данные некоторых раскрываются только в процессе обучения. По словам педагога, певец – одна из самых сложных профессий.
«Занимаясь развитием голоса со студентами-первокурсниками, понимаешь, что они владеют голосом приобретённым. И лишь в процессе работы открывается их природный голос», — добавил Андрей Рогожин.
Ксения Кузнецова вспомнила о сложностях, возникающих у комиссии на вступительных экзаменах во ВГИКе. Она уточнила, что в институте нет профессионального врача-фониатра, в связи с чем часто возникают разногласия с абитуриентами. Сказать поступающему о медицинских противопоказаниях, связанных с работой его голосового аппарата, считается крайне предосудительным. Родители абитуриентов возмущаются, когда педагоги ВГИКа рекомендуют их детям обратиться к фониатру за профессиональной помощью.
«У нас когда-то в ГИТИСе был фониатр, он был обязателен. Справка именно от институтского фониатра была как вступительные экзамены», — добавила Татьяна Башкирова. По её мнению, такой специалист просто необходим в творческом вузе. Педагог ГИТИСа привела в пример балерину, которая не может выйти на сцену с вывихнутой ногой. Подобно этому и абитуриент, поступающий в ГИТИС или ВГИК, не сможет стать артистом, имея нарушения работы речевого аппарата.
Екатерина Осипенко отметила, что зачастую серьёзные проблемы с голосом возникают уже в раннем детстве. «Ребенок может начать грамотно петь только тогда, когда сформировались лобные доли, это происходит приблизительно в возрасте 9 лет», — объяснила фониатр. Тем не менее, многие родители приводят своих 4-летних детей на занятия по вокалу. В результате у ребенка развивается охриплость. В наши дни это стало огромной проблемой. Родители не замечают травмы детского голоса, а иногда и восхищаются тем, что их ребенок поёт голосом Любови Успенской. Они не осознают того, что голос их маленького артиста уже серьёзно травмирован. В свою очередь, Андрей Рогожин заявил, что убеждён в том, что педагогам и школьным учителям тоже необходимо заниматься голосом, ведь именно от них в первую очередь наши дети получают информацию. «Было бы здорово в нашем педагогическом университете проводить какие-то занятия по голосу. И было бы замечательно, если бы в вузах для будущих учителей работали профессионалы-фониатры», — добавил эксперт.
Наташа Малец рассказала о том, что обучение голосовым профессиям сейчас очень востребовано. Многие хотят научиться дикторскому мастерству и основам дублирования фильмов. Кроме этого, в обществе появилось осознание того, что речь человека может сыграть важную роль в его карьере. Всё большую популярность приобретают выступления в качестве спикеров на различных дискуссионных площадках. «Если вы решили свой голос тренировать, то этим нужно заниматься каждый день», — убеждена Малец. По её словам, актёры озвучки и дубляжа работают над развитием своего голоса ежедневно.
Екатерина Осипенко добавила, что только 30% информации мы черпаем из значения сказанных слов. Большую часть информации мы получаем из звучания самого голоса. По этой причине представителям творческих специальностей необходимо проводить диагностику своего речевого аппарата раз в полгода. Проблема в этой области может абсолютно не беспокоить артиста или педагога, но со временем профессиональная патология способна перерасти в опухоль. «Рак гортани помолодел», — с сожалением заключила фониатр.
В завершении Экспертного совета Антонина Михайловна Кузнецова продемонстрировала красоту своего невероятного голоса, прочитав стихотворение Марины Цветаевой. И впрямь, все услышали:
Неодолимые возгласы плоти:
Ох! — эх! — ах!
Автор: Елена Пашаева
Фотограф Светлана Яковлева