Выставка ДВА ВЕЛИКАНА. ВЗГЛЯД ИЗ XXI ВЕКА
К 140-летию со дня рождения Сергея Рахманинова и Федора Шаляпина
В 2013 году весь музыкальный мир отмечает 140-летие со дня рождения С.В. Рахманинова и Ф.И. Шаляпина. К знаменательной дате в Центральном музее музыкальной культуры ВМОМК имени М.И. Глинки открылась выставка «ДВА ВЕЛИКАНА. ВЗГЛЯД ИЗ XXI ВЕКА».
Сравнивая этих двух русских гениев, певица Ю.С. Фатова-Бакалейникова отмечала, что была поражена их несходством. «Шаляпин – динамика, огонь, беспокойство, Рахманинов – сосредоточенное спокойствие, углубленность. Шаляпин бесконечно говорил, жестикулировал, «играл», Рахманинов слушал и улыбался своей доброй улыбкой». Продолжая сравнение, следует добавить, что у Шаляпина душа была, что называется, «нараспашку», он прекрасно чувствовал себя в любой компании. Рахманинов же раскрывался только перед близкими ему людьми, в нем текла кровь русского интеллигента. На музыкальный Олимп Рахманинов поднялся как высочайший профессионал, Шаляпин же был самородком на нем.
Что же сблизило столь разных людей и сделало их друзьями на всю жизнь? Прежде всего, уникальный талант, которым обладал каждый из них, и горячая, фанатичная любовь к высокому искусству – музыке.
Первый зал выставки повествует об истоках творчества С.В. Рахманинова и Ф.И. Шаляпина. Исконные образы русской культуры становятся лейтмотивом зала. Русская природа и города, где прошли детские и юношеские годы музыкантов, церковные службы и народные песни заложили фундамент музыкально-художественного мира Рахманинова и Шаляпина. Инсталляция воображаемой «артистической гостиной» воссоздает атмосферу встреч и совместных репетиций музыкантов.
Второй зал рассказывает о детстве, отрочестве, юности, периоде становления и формирования музыкантов. Зал построен на внутреннем контрасте, что продиктовано судьбой героев выставки, вышедших из разных социальных слоев.
Третий зал выставки («От Частной оперы до Императорской сцены») посвящен совместным работам над созданием оперных спектаклей. Дружба гениев началась в Частной опере Мамонтова. Здесь солист Шаляпин разучивал оперные партии под руководством дирижера Рахманинова, что сыграло решающую роль в творческом росте артиста. Сергей Васильевич наставлял певца в постижении души русской классической оперы, помогал конкретными указаниями при создании сценических образов. Общий художественный и литературный круг – писатели, поэты, художники – также объединял двух артистов, питал их творческими соками.
Четвертый зал («Триумфы») – рассказывает о международном признании и триумфальных выступлениях музыкантов на сценах России, Европы, Америки, Азии. Вершины творческой деятельности – сочинения Рахманинова, его триумфальная пианистическая и дирижерская деятельность, и бессмертные театральные и кинообразы Шаляпина — предстают в обрамлении мировых концертных залов и оперных театров, где блистали великие артисты.
Пятый зал («В Новой России») посвящен творческой судьбе Рахманинова и Шаляпина после революционных событий в России. Шаляпин, поначалу признанный новым государством, выступавший для новой аудитории, уехал в длительные зарубежные гастроли в 1922 году и в Россию не вернулся. Он продолжил успешную карьеру за рубежом, но для России его творческая жизнь прекратилась.
Рахманинов покинул Родину сразу после революции, не приняв трагического разлома, однако его музыка, после недолгого периода запрета, продолжала звучать в советских концертных залах.
Шестой зал («Кода») посвящен годам, проведенным музыкантами в эмиграции.
После эмиграции музыканты испытывали ностальгию об утраченной родине, были полны тягостных раздумий о ее трагической судьбе, о несчастьях русских людей.
Рахманинов длительное время не мог писать музыку. Шаляпин был оторван от родной российской публики, но продолжал, как и Рахманинов, пропагандировать русское искусство за рубежом. Дружба между великими музыкантами длилась до самой кончины Шаляпина (12 апреля 1938).
Завершающий, седьмой зал выставки («Эпилог») соединяет прошлое с настоящим, и настоящее – с будущим: это взгляд из XXI века на две колоссальные фигуры русской культуры, на двух великанов – Рахманинова и Шаляпина, искусство которых продолжает жить среди наших современников и будет жить в грядущих поколениях.
На открытии выставки присутствовали высокие гости: Заместитель Председателя Государственной Думы, Председатель партии «Справедливая Россия Н.В. Левичев, Заместитель Председателя Союза композиторов России, главный редактор журнала «PianoФорум», засл. деятель искусств РФ, доктор искусствоведения, профессор В.В. Задерацкий, зав. кафедрой истории музыки Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, доктор искусствоведения, профессор И.А. Скворцова, многочисленные представители СМИ и др.
С приветственным словом выступил Генеральный директор ВМОМК имени М.И. Глинки, засл. деятель искусств РФ М.А. Брызгалов, который, в частности, отметил: «Выставка «Два великана. Взгляд из XXI века», посвященная 140-летию со дня рождения С.В. Рахманинова и Ф.И. Шаляпина, является для нас главной выставкой этого года. Мы долго к ней готовились. Она оказалась не столь проста в воплощении, как нам это казалось вначале. Какой получилась выставка – мы с волнением ждем ваших отзывов. Все сотрудники Музея с большим удовольствием занимались принимали участие в этой работе. Свыше шестисот экспонатов представлено на этой выставке, и многие из них впервые экспонируются в нашем Музее… Мы благодарим также всех наших партнеров, наших друзей: Государственный Центральный Театральный музей имени А.А. Бахрушина и его директора Дмитрия Викторовича Родионова, Музей-усадьбу Рахманинова «Ивановка» и его директора Александра Ивановича Ермакова, Международный Союз музыкальных деятелей и его Президента Владислава Ивановича Пьявко, Межрегиональный Шаляпинский Центр и Юрия Ивановича Тимофеева и многих других – за предоставленные нам материалы. А какой получилась эта выставка — мы с волнением ждем отзывов наших посетителей».
http://www.glinka.museum/news/index.php?news=16353