Международный конкурс вокалистов и концертмейстеров в новом сезоне расширил свою географию и программу
Великий аргентинский тенор Хосе Кура, глава крупнейшего оперного агентства Алессандро Ариози, дирижер и руководитель двух фестивалей Кармен Санторо, а также Лариса Гергиева, Марина Мещерякова, Ирина Соболева, Антон Гришанин и другие выдающиеся деятели мировой оперной сцены вошли в состав жюри Международного конкурса вокалистов и концертмейстеров Хиблы Герзмава. Конкурс состоится во второй раз в Москве на площадке Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко с 12 по 24 января 2025 года. Прием заявок от молодых вокалистов и пианистов из всех стран мира завершается 30 сентября.
О составе жюри конкурса, географии и программе международного музыкального состязания на пресс-конференции в ТАСС рассказали сама Хибла Герзмава, руководитель молодежной программы Большого театра России Дмитрий Вдовин, концертмейстер, доцент Московской консерватории Екатерина Ганелина, обладатель гран-при первого конкурса Хиблы Герзмава певец Алексей Кулагин, а также итальянская пианистка, дирижер и коуч Кармен Санторо, которая приветствовала команду и участников конкурса по видеосвязи.
— Принцип формирования жюри нашего Международного конкурса вокалистов и концертмейстеров в том, что люди, которые в него входят, могут не только профессионально оценить наших конкурсантов, но и помочь им в развитии и продвижении, — рассказала Хибла Герзмава — Это и музыканты, и агенты, и артистические директора, и коучи.
Международное жюри конкурса вокалистов:
Хосе Кура – выдающийся аргентинский тенор, композитор, дирижер, оперный режиссер и сценограф, лауреат множества музыкальных премий и наград;
Кармен Санторо (Италия) – дирижер, оперный коуч, художественный руководитель оперного фестиваля Belcanto в Японии, Музыкальный руководитель Уэксфордского музыкального фестиваль в Ирландии;
Алессандро Ариози — оперный агент, генеральный директор агентства Ариози Менеджмент;
Васко Фраканцани — оперный агент Lerin Artists Management (Испания),
Джузеппе Куччиа — оперный продюсер, Центр исполнительских искусств Пекина;
Марина Мещерякова — оперная певица, педагог, творческий руководитель молодежной программы «Геликон-оперы», глава агентства MStage Production, (представляет Россию и Австрию);
Антон Гришанин — дирижер Большого театра России;
Александр Титель — художественный руководитель оперы Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко;
Дмитрий Бертман — художественный руководитель — директор театра «Геликон опера»;
Ирина Соболева – художественный руководитель оперной труппы Приморской сцены Мариинского театра, концертмейстер Мариинского театра;
Дмитрий Вдовин — руководитель Молодежной оперной программы Большого театра;
Алексей Шалашов — генеральный директор Московской филармонии.
Председатель жюри – Хибла Герзмава.
Международное жюри конкурса концертмейстеров:
Лена Гершуни – главный концертмейстер Израильской оперы, Тель-Авив-Яффо;
Лариса Гергиева – концертмейстер, художественный руководитель Академии молодых оперных певцов Мариинского театра, Государственного театра оперы и балета Республики Северная Осетия-Алания (Владикавказ);
Евгения Арефьева — концертмейстер музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, профессор Московской консерватории;
Екатерина Ганелина — концертмейстер, доцент кафедры концертмейстерского мастерства Московской консерватории.
Члены международного жюри не только будут внимательно и беспристрастно оценивать мастерство, технику, артистизм и музыкальность конкурсантов (40 вокалистов и 20 концертмейстеров, которых отберет экспертный совет конкурса) в трех конкурсных турах, но и проведут «Уроки с мастерами». Это уникальный новый проект в рамках Международного конкурса вокалистов и концертмейстеров – бесплатные мастер-классы для тех талантливых исполнителей, которые были близки к успеху, но не добрали нужного количества баллов.
В мастер-классах смогут принять участие 15 вокалистов и 8 концертмейстеров, а именно:
8 вокалистов, подавших заявку на конкурс, но не прошедших отбор в основные туры (будут определены членами Экспертного совета);
7 вокалистов, не прошедших в третий тур основного конкурса (будут определены жюри);
8 концертмейстеров, не прошедших в третий тур.
«Уроки с мастерами» состоятся 22 и 23 января в театре Станиславского и Немировича-Данченко, их проведут Хосе Кура, Хибла Герзмава, Кармен Санторо, Марина Мещерякова, Александр Титель и Екатерина Ганелина.
— Это блестящая идея Хиблы, которую я бы назвала гениальной, — сказала об «Уроках с мастерами» Кармен Санторо, пианистка, дирижер, коуч, музыкальный руководитель и педагог, — Я думаю, что это не только прекрасная возможность для этих молодых людей, но и послание для них: в учебе и углублении своих знаний ключ к тому, чтобы стать великими артистами.
В этом году Международный конкурс вокалистов и концертмейстеров Хиблы Герзмава расширил свою программу — состязания концертмейстеров теперь пройдут не в два, а в три тура, причем третий состоится на основной сцене МАМТ. К оперной музыке добавится камерная. Пианистам придется сыграть не только арии и сцены из опер, но и романсы, потому что именно в камерных произведениях наиболее полно раскрывается музыкальность исполнителя.
В 2024 году музыкальный конкурс расширил и свою географию. От Москвы до Владикавказа, от Болгарии и Польши до Уганды.
— На этот конкурс нам пришло много заявок из российских городов, это не может не радовать, — рассказала Хибла Герзмава, — Не только Москва и Петербург, но и Нижний Новгород, Красноярск, Улан-Удэ, Новосибирск и многие другие. Много заявок из стран – бывших союзных республик: Беларусь, Киргизия, Узбекистан, Армения и другие. Много заявок из Турции, Китая и Монголии. Италия, Германия, Австрия, Южная Корея, Вьетнам и другие страны.
Однако главная особенность Международного конкурса вокалистов и концертмейстеров Хиблы Герзмава, которая отличает его от всех других музыкальных состязаний – это теплота и личное внимание к каждому участнику.
— Постконкурсная ситуация абсолютно уникальна, — сказал Дмитрий Вдовин, руководитель молодежной программы Большого театра России и член жюри конкурса, — Чтобы сама президент конкурса, его художественный руководитель и создатель следила лично с таким вниманием за лауреатами и предлагала им такие возможности – гастрольные, концертные, медийные — это уникально. Это личное внимание к каждому из нас, и к каждому конкурсанту — я такого не видел нигде. Ведь что главное для конкурса, когда этих конкурсов очень много – в каждом маленьком итальянском городке есть свой конкурс, да и у нас их не мало? Очень важно иметь свое лицо, свои отличительные хорошие черты. И вот то, что я сказал, конкурс Хиблы Герзмава делает важным, ни с чем не сравнимым и очень престижным.
Призовой фонд конкурса в 2024 году составляет 13,2 млн рублей: 2,5 млн – Гран-при, две первые премии по 1,5 млн, две вторые премии – по 1,2 млн и две третьих премии по 1 млн. Премии для концертмейстеров составляют 1,5 млн, 1 млн и 800 тысяч рублей. Конкурс поддерживают Президентский фонд культурных инициатив, Министерство культуры РФ и «Альфа-Банк».