2 февраля 2023 года исполняется 80 лет со дня победы в Сталинградской битве. Понимаем ли мы сегодня, что эта цифра – не дата в календаре? Это событие огромной исторической важности и грандиозности, за которым стоит жизнь ЧЕЛОВЕКА. Осмыслить это именно сегодня, может быть, важнее, чем в предыдущие десятилетия.
К этой дате в рамках Зимнего международного фестиваля искусств Юрия Башмета в Москве поставлен спектакль по роману Константина Симонова «Живые и мертвые».
Для поколения, к которому принадлежит Симонов, Великая Отечественная Война была событием, определившим его мировоззрение, его судьбу. Как военный корреспондент Симонов побывал на всех фронтах, прошёл по землям Румынии, Болгарии, Югославии, Польши и Германии, был свидетелем последних боёв за Берлин. Вторая книга «Солдатами не рождаются» эпопеи Константина Симонова «Живые и мертвые» посвящена Сталинградской битве. Она написана изнутри событий.
«В Сталинграде многое видел вблизи, в упор», – писал он в своем военном дневнике.
В Сталинграде писатель как редактор «Красной звезды» писал очерк «Солдатская слава», который был выстроен из разговоров с людьми, только что вышедших из боев.
Роман «Живые и мертвые» — это сложный синтез художественной правды и почти документальной точности в изображении военной реальности. Этой книге веришь. Война в книге живая. Она осмыслена философски, и в ее величии, и в ее нелепостях и противоречиях. Это книга честная, не скрывающая ошибки и промахи, за которые люди расплачивались своей жизнью. Но за этой беспощадной правдой – боль и острое чувство любви человека к Родине.
В нечеловеческих условиях трудностях войны рождалась будущая Победа. Вера в победу исходила из глубокой убежденности русских людей в справедливости этой войны. Великая Отечественная война в романе – мерило нравственности Человека.
Наш спектакль о людях, ошибающихся и сильных духом, яростных и сомневающихся.
Война подчиняет себе всего человека, его мысли, чувства, дела и судьбы.
Спектакль о том, как осмыслить не факты сами по себе, не хронику войны, а духовное состояние людей в этом страшном испытании, человеческую основу их поступков, жизнь и смерть в их неразрывной связи на войне. Понять, какой ценой в условиях войны, где нет привычной человеческой логики, люди сохраняют в себе Человека.
Война для них — это работа, тяжелая, изнурительная. Это труд, рутинный и неотменимый, где даже смерть – событие чрезвычайное в обычной жизни – становится явлением повседневным. Сталинградская битва складывалась из множества таких дней, где война становилась бытом, не переставая быть трагедией.
Симонов писал: «Война до последнего дня оставалась трагедией. Нам пришлось платить самую дорогую, какую только можно вообразить, цену за победу и за каждый шаг этой победы».
Спектакль о неразрывности трагического и героического. Трагическое всегда – самый верный инструмент проверки человека, осмысления его ценности и утверждения величия его духа. Истина трагедии жестока. Измерение любой истины – глубина. Глубина осмысления, глубина потрясения, глубина благодарности за ее уроки. В основании этой глубины всегда лежит Память – как условие нашего включения в непрерывное поле значений и смыслов нашей истории.
Трагедия, которую забывают, имеет обыкновение возвращаться.
Режиссёр-постановщик Полина Агуреева
Композитор Валерий Воронов
Сценография Мария Митрофанова
Художник по свету Иван Виноградов
Видео мэппинг Илья Старилов
Художник по костюмам Павел Алехин
Камерный ансамбль «Солисты Москвы»
Дирижер Юрий БАШМЕТ
Фотограф Светлана Яковлева