В среду 2 апреля прошел круглый стол «Журналисты VS блогеры. Есть ли будущее у модного глянца?». Вопрос – животрепещущий, учитывая, что почти все из присутствующих на нем авторов, как выяснилось, находятся по обе стороны баррикад.
(Я так же находилась по обе стороны баррикад — слушала одних, молча соглашалась с другими и снимала всех… чтобы потом в обществе отснятого проанализировать услышанное и увиденное.)
Открыл дискуссию Евгений Ящук, генеральный директор Ассоциации высокой моды и прет-а-порте, организатор Недели моды в Москве. И первый вопрос, заданный модераторами дискуссии Ликой Кремер и Ксенией Чудиновой: куда развивается журналистика, на наших глазах уходящая в онлайн вещание?
Василиса Соколова (LookBook.ru) уверена: мы на пороге новой глянцевой революции: бумажный глянец вот-вот умрет, журналы будут выпускаться ограниченными тиражами и только для экспертов. Основной контент перейдет в интернет.
Ей вторит Марк Кауфман (блог The Свой парень): глянец делает ошибку, противопоставляя себя блогерам. Потому что мы пишем интереснее журналистов. Они работают ради денег, а мы – ради удовольствия. Проблема в том, что рекламный отдел диктует глянцу, что писать, поскольку содержит его.
Дарья Щусова (блог TheKrasavishna) подхватывает: мой блог начинался с этого — я хотела донести до читателей правду, говорить без гнета рекламной службы.
Отсюда – первый тезис, озвученный на круглом столе: У БЛОГЕРОВ БОЛЬШЕ СВОБОДЫ В ВЫСКАЗЫВАНИИ СВОЕГО МНЕНИЯ.
Шеф-редактор сайта Cosmo.ru Ирина Толкие вносит уточнение: «рекламодатели и редакторы любят привлекать блогеров, потому что это – безопасно. Просто личное мнение, которое может и не совпадать с мнением редакции. Стоит научиться дружить с рекламным отделом. Вам это пригодится в будущем, когда блог начнет получать предложения рекламного характера. Вы же собираетесь зарабатывать этим деньги?»
Безусловно, такое намерение у блогеров имеется, но есть и опасения, что как только онлайн-журнал начнет зарабатывать серьезные деньги, он потеряет независимость, а значит – доверие своих читателей. Ведь ВСЕ, ЧТО ЕСТЬ У БЛОГЕРА – ЕГО РЕПУТАЦИЯ, поэтому на деньги он ее не поменяет никогда. Так как же соблюсти гармонию между коммерческими обязательствами и субъективным мнением автора?
Марианна Макарова, главный редактор ИД «Бурда» уверена, что вопрос так вообще не стоит. Нет противостояния, талант – универсален, самовыражается он в онлайн-дневниках или на страницах печатного издания. Ее утверждение: ТАЛАНТ – УНИВЕРСАЛЕН В ЛЮБОМ ВОПЛОЩЕНИИ, подтверждается историей нескольких сетевых авторов журнала, ставших в последствие редакторами «Бурды». Верная читательница журнала и студентка кафедры моды журфака МГУ по имени Настя категорично заявляет: среди моих однокурсников никто не хочет быть блогером, все хотят писать для журнала. Мы считаем, что талантов среди блогеров не так уже и много, большинство авторов – дилетанты.
Категоричность Насти отчасти объясняется ее юным возрастом – 19 лет, все видится в черно-белом свете, примирительно объясняет Макарова. На самом деле конфликта нет, это – просто разные формы подачи информации. «Свобода писать все, что заблагорассудится, может, к сожалению, иногда демонстрировать отсутствие воспитания, образования, знания актуального рынка, процессов, на нем происходящих. Не все блогеры дотягивают до уровня, который поддерживается в печатной журналистике. Вот Алина Войнова – креативный директор и редактор глянца Life Delights и пиар-директор RUSdesigners.ru – профи! Репутация создается годами, но говорить о полной независимости блогера, как и журналиста, мне кажется, сегодня уже неауктуально. Журналист, неважно, сетевой или «бумажный» должен соблюдать баланс, чтобы выжить. А места на рынке хватит всем».
Спор мог продолжаться бесконечно, к счастью, в зале Ильинский объявили начало показа FashionTime Designers. И все поспешили занимать места. Stay tuned!