С чего начинался театр МОСТ?
24 марта «Ночь в театре»на Большой дом 6 прошла под знаком совершеннолетия.
фото Никита Суслов
автор Елена Мостовщикова
Художественный руководитель и режиссер Студенческого театра МГУ Евгений Славутин 1980 г.
Московскому Открытому Студенческому театру МОСТ исполняется 18-лет, поэтому заключительная и самая объемная часть программы «Ночи в театре» была посвящена истории создания театра. Официальные празднования состоятся осенью. Как и в первом, 2000-м году, день рождения планируется совместить с открытием нового сезона. Нынешняя же «Ночь в театре» стала поводом вспомнить о первых шагах творческого коллектива театра МОСТ.
Фрагмент фильма Ольги Журавлевой «Театр полевых цветов» 1991г.
МОСТ является правопреемником легендарного Студенческого театра МГУ, которому 6 мая исполнится 60 лет. Тридцать восемь лет из этих шестидесяти театр возглавляют художественный руководитель Евгений Славутин и директор Ирина Большакова: сначала Студенческий Театр МГУ, затем театр МОСТ.
Ирина Большакова и Евгений Славутин
По словам Ирины Александровны, «в 80-х, когда мы пришли в театр, казалось, что в самом воздухе Москвы витает дух свободы». Студенческий театр не мог не откликнуться на веяние времени и поставил спектакль «Черный человек, или я, бедный Сосо Джугашвили». С автором сценария, поэтом Виктором Коркия, Славутин и Большакова познакомились совершенно случайно — в московском автобусе. В тот же вечер вся компания засела на кухне пить чай, читать стихи и разговаривать «про жизнь».
Евгений Славутин:
— Я спросил у Вити, вот ты — поэт, пишешь стихи, это хорошо, но нет ли у тебя, случайно, пьесы? Он ответил: «Есть. Вернее, была — я ее сжег. Но помню наизусть» и начал читать по памяти «Черного человека». С первых двух строк я понял, что поставлю эту пьесу!»
Евгений Славутин на репетиции премьеры, май 1988г.
Когда спектакль был готов, на репетицию пришел худсовет МГУ, без разрешения которого в те времена ничто не могло выйти на сцену, и, что называется, пришел в замешательство. Но, надо отдать должное, разрешил провести еще одну, «самую последнюю репетицию». В зале в это время сидели случайные зрители — человек двадцать, студенты университета. Их и пригласили прийти на следующий день на последний прогон спектакля.
А дальше произошло то, что и должно было случиться: на следующий день зал был битком набит народом, люди сидели на ступеньках в проходе и стояли вдоль всех стен. За одну ночь по «сарафанному радио» москвичи узнали о спектакле и слетелись в театр, чтобы впервые увидеть образы тиранов Сталина и Берии, представленные в жанре народного фарса.
Видео — https://cloud.mail.ru/public/A4XS/6xgprkudw
Фрагмент спектакля «Черный человек, или я, бедный Сосо Джугашвили» 1990г.
После этого запрещать «Черного человека» было уже просто бессмысленно —студенческий театр буквально взорвал театральную Москву. «Этот спектакль был необходим, — говорит Ирина Большакова,- он освобождал общественное сознание от всех страхов, связанных с временем культа личности и террора. В следующие два года спектакль был сыгран триста раз!»
Потом была «Вальпургиева ночь, или Шаги командора» Венедикта Ерофеева. Пьеса еще была даже не издана в нашей стране, но она уже шла на сцене СТ МГУ. И первое отечественное кабаре («Синие ночи ЧК») появилось также здесь.
Павел Сеплярский, Марианна Лемешко, Ирина Большакова, Евгений Славутин
Ведущими вечера выступили актриса театра МОСТ и заместитель директора по творческой деятельности театра Марианна Лемешко и режиссер, актер театра МОСТ Павел Сеплярский. Состоялись показы старой кинохроники, фотографий и афиш первых лет жизни творческого коллектива МОСТа. Продолжение разговора о 18-летии театра МОСТ состоится 6 мая, в день рождения Студенческого Театра МГУ. В новом сезоне, 24 октября, в день 80-летия Венедикта Ерофеева, МОСТ покажет восстановленный спектакль «Вальпургиева ночь, или Шаги командора».