Электротеатр Станиславский представляет:
Театральный проект Александра Зельдовича и AES+F
«Психоз»
Премьера: 22, 23, 24, 25 июня. Основная сцена. Начало в 19.00.
по пьесе Сары Кейн «4.48 Психоз»
Режиссер: Александр Зельдович
Перевод: Валерий Нугатов и Татьяна Осколкова
Художники-постановщики: AES+F
Художники по костюмам: Анастасия Нефедова
Композитор: Дмитрий Курляндский
Хореограф: Алиса Панченко
Автор латексных париков/объектов/головных уборов: Саша Фролова
Художник по свету: Сергей Васильев
Руководитель производства CGI и анимации: Георгий Арзамасов при участии Школы компьютерной графики «Scream School»
В ролях: Юлия Абдель Фаттах, Анна Антосик, Ольга Бынкова, Инна Головина, Алла Казакова, Анна Капалева, Дарья Колпикова, Анастасия Ксенофонтова, Вера Кузнецова, Анна Мавлитова, Татьяна Майст, Дарья Макарова, Маргарита Мовсесян, Елена Морозова, Татьяна Назарова, Серафима Низовская, Людмила Розанова, Татьяна Ухарова, Людмила Халилуллина.
18+
«4.48 Психоз» – знаковая пьеса Сары Кейн (1971 — 1999), британского драматурга поколения in-yer-face («прямо в лицо»), создавшей в 1990-х новую театральную эстетику. Через шок, боль и выталкивание зрителя из зоны уверенности и комфорта тексты Сары Кейн разрушали пуленепробиваемое стекло между зрителем и спектаклем.
Текст пьесы выглядит как дневник самоубийцы, пиком отчаяния которой становится 4.48 утра. На первый взгляд бессвязные слова и фразы, вопросы и ответы, афоризмы и метафоры, числа, цитаты, фрагменты психологических тестов, сбивчивые ругательства, невнятные требования и мольбы выстраиваются в структурно четкий многоголосный внутренний монолог. Жизнь героини наполнена неутолимым голодом по любви, тоской о невозможности совпасть с самой собой. Непереносимость собственного дара становится причиной фатального саморазрушения. Сокрушительное знание того, что случится непоправимое, невозможно изъять из контекста творчества драматурга: Сара Кейн добровольно ушла из жизни в возрасте 28 лет.
Режиссера Александра Зельдовича заинтересовала интонационная разнородность пьесы, за внешней хаотичностью которой он увидел поэтический текст и созвучную времени полифонию: «Это сюрреалистическая поэзия высокого уровня. Если нужны аналоги, то можно привести в пример Пауля Целана. Сейчас этот язык вернулся, он востребован, он опять соответствует времени. У Сары Кейн, как у всех больших поэтов, в тексте сосуществуют разные художественные времена, в пьесе разными голосами «говорит» разный театр.
Сегодняшний человек меняется, перестает быть цельным. Он не выражается, как раньше, одним голосом. Он уже реже рассказывается собственной судьбой — он часто лишен ее. Вместо одной «партии» он состоит из множества голосов, он «полифоничен» и может быть выражен суммой голосов, хором. “Психоз” предоставляет эту возможность».
В спектакле занято 19 актрис разного возраста, и все они играют одну героиню. Это хор внутренних голосов в диапазоне интонаций от иронии до истерики, от дисфории или депрессии до лирики и сарказма, фарса и гротеска.
Пределы существования женского вместе с режиссером Александром Зельдовичем исследуют художники группы AES+F, которые являются не только художниками-постановщиками спектакля, но и его соавторами.
Видеоряд (анимация 3D графики), придуманный ими, идет параллельно тексту, иногда совпадая с ним ассоциативно, иногда пребывая в сюрреалистическом несовпадении. Поэтика видеоконтента, то сказочного, то ужасного, наполнена образами архетипического женского тела, крови, молока, черного снега, психоделических цветов и насекомых.
«Вся наша история – про женское, доведенное до истерики, — рассказывает участник AES+F Лев Евзович – Это гротеск и макабр, которые переходят даже на уровень юмора. Например, мы придумали таракана, который стал у нас самостоятельным персонажем. Причем мы сначала его сделали и только потом выяснили, что в английской культуре таракан олицетворяет собой женское начало. Вот такие женские тараканы в женских головах».
Александр Зельдович:
«Сама пьеса — это монолог Гамлета «Быть или не быть?» для женских голосов. Но автор, в отличие от Гамлета, приняла решение».
«Этот спектакль — dance macabre, пляска смерти, ритуал и гротеск. Трагическое – это всегда дробь, где в числителе – рок, в знаменателе – человек, а в остатке каждому – по его вере».
Звуковую среду спектакля, в основе которой – «Немецкий реквием» Брамса – создал Дмитрий Курляндский – современный российский композитор, автор нескольких опер, в том числе «Астероид 62» (Грац, 2013), «Носферату» (Пермский театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, 2015), «Сверлийцы» Эпизод I (Электротеатр Станиславский, 2015). Костюмы для спектакля сделала Анастасия Нефедова, главный художник Электротеатра Станиславский, автор сложнейших костюмов к спектаклям «Синяя птица» и «Сверлийцы» (лауреат «Золотой Маски» 2016 за костюмы к опере Бориса Юхананова «Сверлийцы»).
Хореографию спектакля создала Алиса Панченко – молодой хореограф, выпускница петербургской Консерватории и школы «Каннон Данс» Натальи и Владимира Каспаровых, одной из ключевых точек российского современного танца.
В дизайне спектакля также приняла участие Саша Фролова – современная художница, обладательница титула «Альтернативная мисс мира», работающая в жанре живой скульптуры. Для спектакля она создала уникальные латексные парики.
_____________________________________
Аккаунты Электротеатра СТАНИСЛАВСКИЙ в Фейсбук, Livejournal, Youtube, ВКонтакте, Instagram, Timepad, Twitter
Адреса Электротеатра:
Основная сцена, улица Тверская, 23. Сайт Электротеатра
Кассы работают ежедневно с 11:00 до 22:00 часов, телефон: +7-495-6997224.
Билеты можно приобрести в кассе Электротеатра или на официальном сайте electrotheatre.ru.
Вход в фойе театра с 11:00 до 22:00 – свободный, работают книжная лавка, кафе, wi-fi.
Художественный руководитель Электротеатра Станиславский – Борис ЮХАНАНОВ
Музыкальный руководитель Электротеатра Станиславский – Дмитрий КУРЛЯНДСКИЙ
Главный художник Электротеатра Станиславский – Анастасия НЕФЕДОВА