С 11 по 18 марта на Малой сцене Электротеатра Станиславский будет показан фильм Жака Риветта «OUT 1: Не прикасайся ко мне» (1971/1990).
Специальный гость показов – актер Жан-Пьер Лео.
Программу представляют кинокритик, куратор Борис Нелепо совместно с киноклубом СИНЕ ФАНТОМ.
Классик французской новой волны Жак Риветт снимал «Out 1» в апреле и мае 1970 года – ровно через два года после событий революционного мая 1968-го. В застывшем после взрыва Париже две театральные труппы репетируют Эсхила – «Семеро против Фив» и «Прикованный Прометей». По направлению к ним движутся двое одиночек – отказавшийся от речи Колен (Жан-Пьер Лео) и уличная воровка Фредерика. Оба одержимы намерением разгадать заговор секретного общества тринадцати, в котором состоят актеры театров. Подсказками им служат тексты из «Истории тринадцати» Оноре де Бальзака и «Охота на Снарка» Льюиса Кэрролла.
«Out 1» – не имеющий аналогов в истории кино документ времени. Здесь собраны ключевые фигуры новой волны и запечатлены экспериментальные театральные техники, вдохновленные паратеатром Ежи Гротовского, размышлениями Антонена Арто и опытами Living Theatre. Этот утопический проект заражен жаждой свободы, мечтой о другом кинематографе; результат невероятного высвобождения творческой и интеллектуальной энергии всего поколения. Конечно, в фильме находится место и меланхолии, и даже отчаянию. Но если почти всех героев ждет поражение, а мир вокруг так и не подается дешифровке, то сама красота жеста, возможность существования этого фильма дарит надежду. «Розыгрыш? Но если бы это было так, весь этот мир, волшебный и таинственный, в котором я продвигаюсь вперед, в мгновение бы поблек».
«Out 1» существует в двух версиях – сериальной (8 глав в 6 сеансах) и кинотеатральной. Увидеть их вместе – уникальный урок кинематографа, опыт сравнения двух принципиально разных картин, сделанных из одного и того же материала. В России фильм будет показан впервые.
Своей специфической темпоральностью фильм Риветта вписывается в художественную стратегию Электротеатра Станиславский, в репертуаре которого – несколько спектаклей-«сериалов», а театральной тематикой и скрещением театра и кино – сопрягается с выставкой Кэти Митчелл «Пять истин», посвященной творческим методам пяти мировых режиссеров и располагающейся в фойе театра до 26 апреля.
Проект проходит при поддержке Посольства Франции и Французского Института в России.
Программа показов:
11 марта, суббота, начало в 20:00. «Out 1: Не прикасайся ко мне. День 1». «От Лили к Тома» (86’), «От Тома к Фредерике» (105’)
12 марта, воскресенье, начало в 20:00. «Out 1: Не прикасайся ко мне. День 2». «От Фредерики к Саре» (104’)
13 марта, понедельник, начало в 20:00. «Out 1: Не прикасайся ко мне. День 3». «От Сары к Колену» (102’)
14 марта, вторник, начало в 20:00. «Out 1: Не прикасайся ко мне. День 4». «От Колена к Полин» (86’)
15 марта, среда, начало в 20:00. «Out 1: Не прикасайся ко мне. День 5». «От Полин к Эмили» (96’)
16 марта, четверг, начало в 20:00. «Out 1: Не прикасайся ко мне. День 6». «От Эмили к Люси» (94’), «От Люси к Мари» (78’)
17 марта, пятница, начало в 20:00. Встреча с актером Жан-Пьером Лео и показ документального фильма «Парижские тайны. Возвращение к Out 1».
18 марта, суббота, начало в 19:00. Альтернативная версия фильма «Out 1: Призрак» (1972) (253 мин.)
Жак Риветт
(1928 — 2016).
Классик французской «новой волны», главный редактор журнала Cahiers du cinéma (1963-1965). Автор двадцати картин, среди них – «Париж принадлежит нам» (1961), «Селин и Жюли совсем заврались» (1974), «Прекрасная спорщица» (1991). Никогда не подписывался в титрах своих работ режиссером, а просто указывал себя ответственным за мизансцену, подчеркивая таким образом коллективный характер съемок. Две излюбленные темы, встречающиеся почти во всех фильмах: театр и заговор. Оноре де Бальзак, Льюис Кэрролл и Генри Джеймс – писатели, которыми Риветт чаще всего вдохновлялся. Начиная с конца 1960-х, он начал экспериментировать с новыми методами режиссуры, «призванными сломать не только традиционные приёмы драматической игры, но и более современные условности импровизации с целью создания нового языка – действий, движений, жестов». «Out 1» – самый масштабный фильм Жака Риветта, прозванный синефильским Святым Граалем из-за многолетней невозможности его увидеть.
Жан-Пьер Лео
Родился в 1944 году. В четырнадцать лет сыграл Антуана Дюанеля в фильме Франсуа Трюффо «Четыреста ударов» (1959), став символом французской Новой волны. Трюффо ещё четырежды возвращался к этому персонажу, роль которого каждый раз исполнял Лео (среди продолжений – «Украденные поцелуи» и «Семейный очаг»). Жан-Люк Годар снимал Лео в девяти картинах, среди них – «Китаянка» и «Мужское-женское». Жан-Пьер Лео играл главные роли у Пьера Паоло Пазолини («Свинарник»), Аки Каурисмяки («Я нанял убийцу»), Жана Эсташа («Мамочка и шлюха»), Ежи Сколимовского («Старт»), Филиппа Гарреля («Концентрация», «Рождение любви»), Бертрана Бонелло («Порнограф»), Альберта Серры («Смерть Людовика XIV»). Также работал с Бернардо Бертолуччи, Цай Мин Лянем, Оливье Ассаясом, Аньес Варда, Раулем Руисом, Люком Мулле и Жаном Кокто. Иными словами, сама история кинематографа, в частности, современного, может быть рассказана через картины Жана-Пьера Лео. Получил почетную «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском кинофестивале в 2016 году.
Куратор показов: Борис Нелепо
Борис Нелепо – кинокритик, куратор, фестивальный отборщик. В качестве приглашенного редактора работал над специальным номером журнала «Сеанс», посвященного французскому кино. Один из переводчиков книги «Борьба на два фронта. Жан-Люк Годар и группа Дзига Вертов». Постоянный автор «Сеанса» и «Радио Свобода», публиковался в The Prime Russian Magazine, Trafic (Франция), Libération (Франция), MUBI (США), Cinema Scope (Канада), Lumiere (Испания), Moving Image Source (США). Провел ретроспективы Желимира Жилника, Петера фон Бага, Пьера Леона, Филиппа Гарреля, Белы Тарра. Преподавал историю кино в РГГУ, Московской школе нового кино и Московской школе кино. Консультант кинофестиваля в Локарно по кинематографу СНГ, консультант «Недели критики» в Берлине, главный отборщик фестиваля «Дух огня».
Малая сцена
Стоимость билета на сеансы с 11 по 16 марта (6 частей одного фильма): 300 р. Абонемент на все 6 частей: 900 р. Стоимость билета на сеансы 17 и 18 марта – 300 р.
18+
Пресс-центр театра