22 и 24 ноября 2019 г. театр «Русский балет» на сцене Губернского театра представил премьеру балета Б. Асафьева «Бахчисарайский фонтан» в оригинальной редакции народного артиста СССР Вячеслава Гордеева.
17 ноября с большим успехом прошел предпоказ спектакля на сцене ДК «Подмосковье» в Красногорске.
Премьера приурочена сразу к трем событиям — 220-й годовщине со дня рождения А. С. Пушкина, 85-летию мировой премьеры балета «Бахчисарайский фонтан» в постановке выдающегося советского балетмейстера Ростислава Захарова, а также пятилетию возвращения Крыма в состав России. Новую версию знаменитой хореографической драмы «Бахчисарайский фонтан» зрители смогли увидеть в Год театра.
В.М. Гордеев: «Идея поставить «Бахчисарайский фонтан» возникла еще во время гастролей нашего театра в 2014 по городам Крыма, история которого так богата легендами, вдохновившими в свое время А.С. Пушкина. При поддержке Министерства культуры Московской области нам удалось реализовать этот проект в год юбилея поэта, а также приурочить премьеру к пятилетней годовщине возвращения Крыма в Россию. Мечтаю показать спектакль не только на сценах Москвы и Подмосковья, но и привезти его крымчанам».
В новой постановке художественный руководитель театра «Русский балет» Вячеслав Гордеев выступил в качестве режиссера, балетмейстера, хореографа, а также в качестве автора обновленного либретто.
Мастер не ставил перед собой задачу перенести на сцену своего театра каноническую хореографию известной постановки Ростислава Захарова (1934 г.). Предлагая свою версию либретто, Гордеев дал волю собственной фантазии, сдвинул акценты, изменил драматургические коллизии. В спектакле Гордеева Марию убивает не клинок Заремы. Жизнь польской княжны обрывает трагическая случайность — девушка закрывает собой Зарему от гнева Гирея, и, именно он наносит удар в сердце Марии. В бешенстве он отдаёт гарем вместе с Заремой своим бесчинствующим воинам. Но Зарема не мыслит жизни без любви своего Повелителя и, подобно фокинской Зобейде, закалывает себя кинжалом.
Гордеев создал свою оригинальную режиссуру в двух актах, сочинив танцевальную ткань спектакля, сделал его более динамичным и насыщенным. В каждую позу и жест балетмейстер Гордеев вкладывает драматическую нагрузку. В спектакле нет обезличенных персонажей. И солисты, и кордебалет вовлечены в действие – все они участники разыгрываемой драмы, воплощающие живые образы.
Композиция постановки основана на контрастном сопоставлении двух различных культур — славянской и восточной, которым не дано принять традиции друг друга. В хореографии использованы классический и восточный стили, органично вставлены народно-сценические танцы. «Переформатированы» жемчужины хореографии предыдущих постановок — лирический дуэт Вацлава и Марии, их классические вариации, сочиненные Гордеевым, заиграли новыми красками.
Ярко и колоритно поставлены Гордеевым сцены в Ханском гареме. Им чутко уловлены игривые интонации музыки танца с колокольчиками. Этот изящный номер решен оригинальным разделением партии между двумя солистками — женами Гирея в исполнении Валерии Синициной и Ксении Бойко.
Знаменитая Татарская пляска в редакции Гордеева наполнилась новым содержанием. В стремительный вихрь танцующих воинов вписаны силуэты страдающих невольниц. Их, обитательниц гарема, замыкают в кольцо обезумевшей вакханалии.
Финал балета трагичен – прекрасная Мария убита кинжалом Гирея, жестокая расправа постигла и Зарему, и ханских невольниц. Одиноким и безутешным остается крымский хан Гирей. В память о своей возлюбленной он возводит фонтан – «Фонтан слез», символизирующий плачущее от горя мужское сердце.
Легенда о безответной любви крымского хана в интерпретации Гордеева красива, изыскана и во многом жестока, но сколько она дарит искренних эмоций и переживаний. По мнению автора постановки артисты справились с поставленной задачей, что подтверждается восторженной реакцией зрителей — аплодисментами, огромным количеством цветов и продолжительной овацией по окончанию спектакля.
В спектакле задействована практически вся труппа театра.
Вячеслав Гордеев дал счастливую возможность показать свое мастерство и драматический талант в главных партиях спектакля двум составам ведущих солистов.
22 ноября главные партии исполнили: Мария — заслуженная артистка Московской области Юлия Звягина, Вацлав — заслуженный артист РФ Дмитрий Котермин, Хан Гирей — заслуженный артист Республики Коми Максим Фомин, Нурали — лауреат международного конкурса в Сполето Арутюн Аракелян, Зарема – лауреат международного конкурса Сиори Фукуда, Священник – ведущий солист Ярослав Синицин.
24 ноября главные партии исполнили: Мария – ведущая солистка Дарья Дарина, Вацлав — лауреат международного конкурса Мстислав Арефьев, Хан Гирей — ведущий солист Артем Кудряшов, Нурали — заслуженный артист РФ Михаил Мартынюк, Зарема – лауреат международного конкурса Сиори Фукуда, Священник – ведущий солист Ярослав Синицин.
Над художественным оформлением спектакля работали: художник–постановщик – Дмитрий Короленко (сценография), мультимедийные инсталляции разработаны художником компьютерной анимации Павлом Суворовым.
Костюмы созданы по эскизам театрального художника Екатерины Яковлевой, парики и бутафория изготовлены в мастерских Большого театра. В разработке эскизов сценической обуви и оружия принимала активное участие заведующая костюмерным цехом театра «Русский балет» Елена Шилина.
Из истории спектакля
Балет «Бахчисарайский фонтан» — яркий представитель эстетики драматического балета. В основе партитуры лежит музыка Б. Асафьева. Предшественником нынешней версии балета является постановка «Бахчисарайский фонтана» балетмейстера Ростислава Захарова по сценарию Николая Волкова, премьера которого состоялась в Ленинграде на сцене Кировского театра 28 октября 1934 года. Исполнителями в первых постановках были великие балерины Галина Уланова, Ольга Иордан, выдающиеся танцовщики Константин Сергеев, Петр Гусев, Михаил Габович, Алексей Ермолаев. На сцене Большого театра в партии Заремы блистала Майя Плисецкая.
На протяжении долгих лет спектакль входил в репертуар многих театров и пользовался неизменным успехом у публики. Последние годы балет «Бахчисарайский фонтан» стал редким гостем в афишах московских театров.
О театре
Московский областной государственный театр «Русский балет» создан в 1981 году.
Бессменным художественным руководителем театра является выдающийся танцовщик, артист балета с мировым именем – народный артист СССР Вячеслав Гордеев. Театр имеет богатейший репертуар, большую часть которого занимает классическое наследие – «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Жизель», «Золушка», «Коппелия», «Дон Кихот», «Шехеразада». Мировое признание «Русскому балету» принесли не только шедевры классической хореографии и виртуозное исполнительское мастерство, но также авторские постановки художественного руководителя театра Гордеева Сегодня труппа театра «Русский балет» насчитывает более семидесяти танцовщиков. Среди них заслуженные артисты, лауреаты и победители международных конкурсов балета, обладатели профессиональных премий. На сцене блистают Анна Щербакова, Юлия Звягина, Дмитрий Котермин, Михаил Мартынюк, Владимир Минеев, Максим Фомин, Оксана Гасникова и многие другие. «Русский балет» много гастролирует. Театр, названный известным английским изданием The Journal «витриной балетных талантов», был удостоен звания «Лучший балетный коллектив Европы». В России «Русский Балет» награжден престижной национальной премией имени Федора Волкова — основателя русского театра.
Театр «Русский балет»
Фотограф Светлана Яковлева