Ежегодный фестиваль современной музыки «Московская осень», уже 45 лет проходящий в столице с неизменно большим успехом, постепенно подходит к концу. Задуманный как смотр премьер новых сочинений московских композиторов, он через 14 лет вышел на международный уровень и сегодня сохраняет этот статус. Правда, в прошлом году в нашем международном «обмене» был перерыв, но теперь мы снова видим на фестивале гостей из других стран и знакомимся с их творчеством.
«Московская осень» всегда была живым развивающимся организмом», — говорит постоянный участник фестиваля, председатель Правления Союза московских композиторов, известный в России и за рубежом композитор Сергей Жуков. Он подчеркнул, что в этом году, сохраняя преемственность, границы снова расширились, «Московская Осень» вновь обретает международный масштаб, и в концертах звучат сочинения не только российских авторов из разных регионов, но и композиторов из Беларуси, Италии и Монголии. Сергей Викторович назвал фестиваль диалогом культур, эпох и поколений, который всех нас обогащает и вдохновляет.
В этом году фестиваль проходит в необычном формате — «в двух действиях» с «антрактом». Вначале — концерты на пяти площадках с торжественным открытием и закрытием, где исполнялись современные произведения разных жанров. Затем — конференция по итогам фестиваля, прошедшая на главной площадке этого грандиозного мероприятия – Доме композиторов. В ней приняли участие музыковеды, критики, музыкальные редакторы радио и другие специалисты. Возглавлял конференцию Сергей Викторович Жуков, и главный вывод, который был сделан из этой полуторачасовой встречи, — фестивалю быть всегда, продолжаться каждый год, пока есть музыка и композиторы, ее создающие. И публика всегда заполняет залы на «Московской осени», не все потеряно в нашем культурном королевстве. Помимо профессионалов из разных областей, связанных с музыкой тем или иным образом, люди, не имеющие музыкального образования, среди которых есть даже весьма пожилые, выросшие в другую эпоху, в другом звуковом контексте, интересуются тем, что происходит в академической музыке в наши дни, и какая она сегодня.
После этого «антракта» в ноябре пройдут два последних фестивальных концерта с участием симфонического и духового оркестров Министерства обороны РФ под руководством дирижера Сергея Дурыгина – «Постскриптум «Вечные истины» и «Эхо Московской осени».
Сочинения Жукова представляются на «Московской осени» каждый год, вот и в этот раз в концерте под названием «Memories» в рамках фестиваля звучала его «Печальная павана по нашим грустным временам» для струнного оркестра. Подзаголовок – «Музыкальный комментарий к пьесе Томаса Томкинса». Томкинс — английский композитор-мадригалист эпохи Возрождения, автор Паваны на смерть его покровителя, короля Карла I.
В концертах нынешнего фестиваля с большим успехом были исполнены сочинения наших белорусских коллег Андрея Цалко, Игоря Комара, Елены Атрашкевич и Алины Безенсон. Специальным гостем из Италии была композитор Барбара Реттальяти. На «женскую» тему было и представленное ею на фестивале впечатляющее сочинение «Ночные ведьмы» для скрипки и фортепиано, посвященное подвигам в Великую Отечественную войну лётчиц авиаполка «Тамань», в котором были исключительно женщины — от пилотов до механиков. Немцы прозвали их «ночными ведьмами» из-за бомбардировок по ночам. Премьера пьесы Барбары Реттальяти, великолепно исполненной Марией Лундиной (скрипка) и Элеонорой Теплухиной (фортепиано), стала не только художественным, но и историческим жестом, связывающим страны и поколения.
Продолжая тему «зарубежного присутствия» на столичном фестивале современной музыки «Московская осень 2025», отметим участника из Монголии, представляющего национальную музыку. Хишигтогтохын Алтангэрэл, хорошо известный в своей стране композитор и музыковед, познакомил российскую публику с монгольским народным смычковым инструмента хуучир. Сочинение, написанное в жанре Концерта для хуучира с оркестром, пленяет гармоничным сочетанием певучего восточного инструмента, как будто соединившего в себе обертоны скрипки и флейты, и классического европейского симфонического оркестра.
20-го ноября фестиваль полностью завершится концертом под названием «Эхо «Московской осени», в котором прозвучат сочинения для духового оркестра российский авторов.
х х х
Автор Ольга Новикова
Фото организаторов фестиваля https://www.unioncomposers.ru