Ежегодный фестиваль современной музыки «Московская осень», уже 45 лет проходящий в столице с неизменно большим успехом, подходит к концу. Задуманный как смотр премьер новых сочинений московских композиторов, он через 14 лет вышел на международный уровень и сегодня сохраняет этот статус. Правда, в прошлом году в нашем международном «обмене» был перерыв, но теперь мы снова видим на фестивале гостей из других стран и знакомимся с их творчеством.
«Московская осень» всегда была живым развивающимся организмом», — говорит постоянный участник фестиваля, председатель Правления Союза московских композиторов, известный в России и за рубежом композитор Сергей Жуков. Он подчеркнул, что в этом году, сохраняя преемственность, границы снова расширились, «Московская Осень» вновь обретает международный масштаб, и в концертах звучат сочинения не только российских авторов из разных регионов, но и композиторов из Беларуси, Италии и Монголии. Сергей Викторович назвал фестиваль диалогом культур, эпох и поколений, который всех нас обогащает и вдохновляет.
В этом году фестиваль проходит в необычном формате — «в двух действиях» с «антрактом». Вначале — концерты на пяти площадках с торжественным открытием и закрытием, где исполнялись современные произведения разных жанров и из разных стран. Затем — конференция по итогам фестиваля, прошедшая на главной площадке этого грандиозного мероприятия – Доме композиторов. В ней приняли участие музыковеды, критики, музыкальные редакторы радио и другие специалисты. Возглавлял конференцию Сергей Викторович Жуков, и главный вывод, который был сделан из этой полуторачасовой встречи, — фестивалю быть всегда, продолжаться каждый год, пока есть музыка и композиторы, ее создающие. Публика всегда заполняет залы на «Московской осени», не все потеряно в нашем культурном королевстве. Помимо профессионалов из разных областей, связанных с музыкой тем или иным образом, люди, не имеющие музыкального образования, интересуются тем, что происходит в академической музыке в наши дни, и какая она сегодня. Причем среди этих людей есть даже весьма пожилые, выросшие в другую эпоху, в другом звуковом контексте.
После этого «антракта» — два ноябрьских заключительных фестивальных концерта с участием симфонического и духового оркестров Министерства обороны РФ под руководством дирижера Сергея Дурыгина – «Постскриптум «Вечные истины» и «Эхо Московской осени».
Сочинения Жукова представляются на «Московской осени» каждый год, вот и в этот раз в концерте под названием «Memories» в рамках фестиваля звучала его «Печальная павана по нашим грустным временам» для струнного оркестра. Подзаголовок – «Музыкальный комментарий к пьесе Томаса Томкинса». Томкинс — английский композитор-мадригалист эпохи Возрождения, автор Паваны на смерть его покровителя, короля Карла I.
В концертах нынешнего фестиваля с большим успехом были исполнены сочинения наших белорусских коллег: Игоря Комара, Елены Атрашкевич, Алины Безенсон, Андрея Цалко. Московская публика приняла их очень тепло. Игорь Комар впечатлил своими достижениями в столь молодом возрасте – ему всего 28 лет, и он уже известный автор музыки к девяти фильмам, преподаватель композиции в Белорусской академии, лауреат нескольких национальных премий и специальной премии от французского издательства «Chant du Monde». А Елена Атрашкевич и Алина Безенсон известны не только любителям музыки, но и всей учащейся Беларуси – их произведения играют в музыкальных учебных заведениях республики от школ до Академии. Андрей Цалко увлек публику симфонической поэмой для оркестра «No time to explain» — «Нет времени объяснять». Но и без «объяснений» было понятно, что эта яркая музыка с большим юмором обыгрывает некоторые звуковые штампы.
Специальным гостем из Италии была композитор Барбара Реттальяти. На «женскую» тему было и представленное ею на фестивале впечатляющее сочинение «Ночные ведьмы» для скрипки и фортепиано, посвященное подвигам в Великую Отечественную войну лётчиц авиаполка «Тамань», в котором были исключительно женщины — от пилотов до механиков. Немцы прозвали их «ночными ведьмами» из-за бомбардировок по ночам. Премьера пьесы Барбары Реттальяти, великолепно исполненной Марией Лундиной (скрипка) и Элеонорой Теплухиной (фортепиано), стала не только художественным, но и историческим жестом, связывающим страны и поколения.
Продолжая тему «зарубежного присутствия» на столичном фестивале современной музыки «Московская осень 2025», отметим участников из Монголии, показавших московской публике национальную музыку и инструменты. Улзийбаяр Шатар представил сочинение «Glissando and Spiccato» для морин хуура и камерного оркестра. Солировал на монгольском народном инструменте известный в республике и за рубежом исполнитель Бямбажав Энх-Амгалан. Смычковый инструмент морин хуур трапециевидной формы с двумя струнами из конского волоса и головкой грифа в виде головы лошади традиционно считается мужским.

Другой монгольский композитор Алтангэрэл Хишигтогтохын не впервые в столице – он учился не только в Монголии, но и в консерваториях Москвы и Санкт-Петербурга. Алтангэрэл Хишигтогтохын выбрал для участия в нашем фестивале свой Концерт для хуучира с оркестром, который получил вторую премию на международном конкурсе в Финляндии. В Москве прозвучали 2-я и 3-я части Концерта, солисткой выступила Цэндсурэн Энхтур, познакомившая российскую публику с этническим смычковым инструментом хуучир. Произведение Алтангэрэла, исполненное мягкой пентатонической красоты, пленяет гармоничным сочетанием звучания певучего восточного инструмента, как будто соединившего в себе обертоны скрипки и флейты, и классического европейского симфонического оркестра. И, конечно, высокое исполнительское искусство солистки сыграло свою роль. Маленькая хрупкая девушка извлекает из маленького инструмента с двумя струнами максимум звуковых красок и оттенков, она и нежный лирик, и подлинный виртуоз, в репертуаре которого есть произведения, требующие исключительного технического мастерства. Хуучир называют иногда «монгольской скрипкой», но внешне он почти не имеет со скрипкой ничего общего – это небольшой деревянный цилиндр с декой из змеиной кожи и длинным грифом. Играют на нем сидя, держа вертикально на коленях. Игра и музыка монгольских артистов привели московскую публику в восторг, и Цэндсурэн долго не отпускали.
20-го ноября фестиваль полностью завершится концертом под названием «Эхо «Московской осени», в котором прозвучат сочинения для духового оркестра российский авторов.
х х х
Автор текста и фото — Ольга Новикова
Главное фото организаторов фестиваля https://www.unioncomposers.ru