Как СМИ бороться за доверие? (16+)

Данный материал подпадает под возрастное ограничение 16+, не предназначен для лиц младше этого возраста. Сообщение не является рекламой мероприятия и носит исключительно информационный характер.
10, Ноя, 25

Правдивая информация становится «линией горизонта», а профессиональные медиа должны быть навигатором в информационном хаосе. Темы доверия к СМИ, роль искусственного интеллекта и фейков в сегодняшнем мире с разных сторон обсудили эксперты, участники пленарного заседания медиафорума «Енисей».

Кризис или перспектива?

«Информации много, но доверия мало», – констатировал генеральный директор Аналитического центра ВЦИОМ Валерий Фёдоров, представив результаты масштабного исследования. Респонденты ВЦИОМ оценивают свое желание потреблять правдивую информацию из СМИ в среднем на 6,52 из 7, а вот правдивость медиа – лишь на 4,13 из 7 баллов.

При этом федеральным и региональным телеканалам доверяют 50% аудитории, печатной прессе – только 37%, а 29% ей не доверяет. Ситуация с соцсетями: доверяют 23-24% пользователей, более 30% относятся с недоверием.

«Недоверие проистекает не просто из несоответствия сообщений СМИ и ожидаемой потребителями информации. СМИ иногда представляют не ту картину мира, которую хотят видеть потребители», – пояснил эксперт причины падения.

Фантомные новости

Новым явлением в медиапространстве стали «фантомные новости» – информация, которой не существовало, но которая возникает в сознании людей из информационных осколков. 65% россиян знакомо ощущение «новость была, но потом исчезла». Например, эксперимент показал, что 23% опрошенных «слышали» о замене обществознания на домоводство в школьной программе. Хотя это фейк, выдуманный специально для исследования. «Люди ищут подтверждение своей картины мира», – отметил Валерий Фёдоров, добавив, что перед СМИ стоит выбор: «быть самым быстрым и заметным или быть самым честным».

Эксперты говорят о необходимости информационной гигиены: лишь 23% опрошенных осознанно потребляют информацию, контролируют темы или источники, которые к ним попадают.

ИИ-контент

«К 2030 году ИИ-контент перевалит за 90%», – предупредил Игнатий Павлов, гендиректор издания «Ведомости», описывая масштабы грядущих изменений. Он отметил парадокс: «ИИ ситуацию искажает, но может стать спасательным кругом».

Директор департамента развития массовых коммуникаций Минцифры России Екатерина Ларина посвятила значительную часть своего выступления проблеме дипфейков: «Технологические реалии вынудили нас обсуждать информацию, которая правдой не является. В том числе созданную ИИ».

По словам экспертов, число выявленных дипфейков за последние годы увеличилось в 10 раз. «Даже специалистам уже сложно распознать: что реально, а что создано ИИ. При мне профессиональная «медийная» аудитория не смогла однозначно определить, какой снимок сгенерирован, а какой – сделан человеком. Поэтому сейчас появляется новая профессия – верификатор», – рассказал Игнатий Павлов.

Изменение медиапотребления

Исполнительный директор Mediascope Ксения Ачкасова представила данные о медиапотреблении россиян: «На медиа мы тратим до девяти часов в день. Плюс-минус одинаково для всех нас: 4,5 часа интернет и 3,5 часа ТВ. Чем младше люди, тем больше времени они проводят в интернете, чем старше – с телевидением, сериалами».

ТВ остаётся направлением медиа с самыми высокими охватами и со среднесуточной аудиторией 62% населения. Интернет использует 86% – 105 млн человек, при этом 51% времени они проводят в соцмедиа.

Руслан Новиков, генеральный директор ИД «Аргументы и факты», обратил внимание на кардинальное изменение формата потребления: «Раньше аудитория смотрела, потом читала, теперь смотрит видео разного хронометража. Было – до минуты, теперь уже до 8 секунд. Мы должны учить не потреблять «8 секунд»: в это время нельзя вложить смысл», – отметил эксперт, предложив запустить госпрограмму популяризации чтения.

Островок доверия

Руководитель агентства печати и массовых коммуникаций Красноярского края Ирина Брежнева обратила внимание на региональный аспект: «Считаю, что доверие к СМИ в регионах намного выше, чем показывает статистика. В том числе потому, что в районе «с издания можно спросить» за дезинформацию. ИИ многие в регионах пользуются, но я всё же считаю, что это не замена журналиста, а его помощник».

Цифровая маркировка

Екатерина Ларина рассказала о работе над созданием цифровой метки для контента, созданного ИИ. С прошлого года запущена программа деанонимизации пользователей с 10 тысячами подписчиков. Зарегистрировано около 60 тысяч блогеров, изначально заявки подали более 200 тысяч. «В онлайн должны действовать такие же законы, что и в офлайне. В частности, нельзя допускать оскорбления», – подчеркнула Ларина.

Будущее журналистики

Игнатий Павлов дал оптимистичный прогноз: «Сторителлинг точно не умрёт, и журналистика останется методом коммуникации между людьми. Профессиональные медиа могут стать информационным навигатором для людей, их читающих. Как профессионалы мы можем давать правдивую информацию на фоне инфошума».

Спикеры форума единогласны: в условиях информационного хаоса качественные медиа должны верифицировать новости и предоставлять достоверную информацию, а ИИ может стать в этом помощником.

 Источник  gipp.ru

фото из архива сайта


  • Главная
  • Редакция
  • Наши услуги
  • Вход
  • Рейтинг фотосайтов fotokto.ru
© 2016-2024 МИР ЖЕНСКОЙ ПОЛИТИКИ. ВСЕ ПРАВА ЗАЩИЩЕНЫ.

Create Account



Log In Your Account