Государственная Третьяковская галерея открывает выставочный проект «Иван Грозный и сын его Иван. Возвращение», который посвящен масштабной реставрации и возвращению в постоянную экспозицию картины Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года».
Этой работе была предназначена судьба с несколькими «линиями жизни». Первый ее показ на 13-й выставке Товарищества передвижников стал огромным художественным событием, картина сразу и навсегда породила ожесточенные споры и столкновения мнений и даже подвергалась цензурному запрету. Еще до первого показа полотно было приобретено П.М. Третьяковым, но история его бытования в Галерее оказалась трагической, что не так часто случается с музейными памятниками. За более чем 100 лет нахождения в коллекции Третьяковской галереи картина пережила два нападения – в 1913 и 2018 годах, что катастрофически сказалось на состоянии сохранности произведения, за поддержанием которого всегда следили лучшие отечественные реставраторы.
С первых же дней после нападения на картину 25 мая 2018 года сотрудники Третьяковской галереи начали работы по ее спасению. В 2019 году в реставрационный мастерский музей поступило важное оборудование – крупногабаритный стол-трансформер, который был выполнен по индивидуальному проекту, разработанному реставраторами Галереи. Сложный механизм стола-трансформера, как и его размеры, были разработаны специально для реставрации такого крупноформатного полотна.
За четыре года реставраторам и исследователям, которые опирались на опыт предыдущих поколений специалистов и использовали новейшее оборудование, удалось сделать значительный шаг в понимании механизмов разрушения и восполнения утрат. Сегодня Третьяковская галерея, наконец, может объявить о возвращении картины в залы, где она будет экспонироваться в специально сконструированной климатической антивандальной капсуле. Это стало возможным благодаря неоценимой поддержке Сбербанка.
Представленная в залах постоянной экспозиции в Лаврушинском переулке выставка рассказывает драматическую историю создания и бытования произведения. Долгая работа художника по поиску композиции, типажей, исторических деталей отражена в живописных этюдах и эскизах. Архивные документы представляют реакцию общественности на произведение, а также хронику первого нападения на картину в 1913 году и рассказывают о реставрационных работах. Большой раздел посвящен поддержанию сохранности картины на протяжении столетия.
Вандальное нападение в 2018 году открыло новый этап исследования и реставрации картины, показанный с помощью фотографий и видеосъемки всех стадий работы, а также усовершенствованных инструментов и технологий. Два года, прошедшие с момента завершения реставрации, показывают, что примененные новые подходы оправдывают ожидания и дают уверенную надежду на долгую и стабильную жизнь памятника.
По материалам пресс-центра Третьяковской галереи
Фотограф Светлана Яковлева