28 мая 2018. Москва. Первый Московский предпринимательский форум открылся пленарным заседанием «Мегаполис Москва. Бизнес-тренды ближайшего будущего».
Москва – один из крупнейших мегаполисов мира, уникальная площадка для внедрения и развития лучших бизнес-практик в соответствии с мировыми тенденциями в городском предпринимательстве. Дискуссия прошла в формате ток-шоу с элементами интерактива. Спикеры и эксперты обсудили перспективные ниши для развития бизнеса в мегаполисе и способы реализации новых бизнес-моделей.
«Количество бизнесменов в Москве выросло за последние пять лет в полтора раза – то есть в мегаполисе уже работают более миллиона компаний, — задала тон обсуждению генеральный продюсер «Матч ТВ» Тина Канделаки. — Московский предпринимательский форум даст участникам новый инсайт, импульс, чтобы развиваться в своем городе. Как придумать проект, довести его до ума, сделать полезным городу».
Сергей Собянин: Москва – комфортный город для жизни и бизнеса
С приветственным словом выступил мэр Москвы Сергей Собянин. По его словам, Москва становится все более комфортным городом для бизнес-сообщества. В рейтинге регионов по инвестиционной привлекательности Москва заняла второе место в России несмотря на то, что столица – сложный город для бизнеса из-за высокой конкуренции и ритма жизни. Однако в последние годы происходят серьезные фундаментальные сдвиги в бизнес-сфере.
«Изменив градостроительную политику, мы вводим около 5 млн кв. м. коммерческой недвижимости в год. Это уже не рынок девелоперов и завышенных цен, а рынок успешных арендаторов, потребителей, — рассказал мэр. – В мегаполисе живет больше 12 млн человек, но в нем есть современное метро, каршеринг, сеть общественного транспорта. Москва не «встала», хотя количество легковых автомобилей растет на миллион в год».
Инновационный бизнес требует своей инфраструктуры. Сергей Собянин уверен, что государство должно помогать развиваться частной инициативе. «Мы построили три технопарка, а потом изменили парадигму развития, помогли льготами, инфраструктурой, и в итоге у нас 33 технопарка, где работает более 45 тыс. людей. Технопарки заполнены почти на 100%, в отличие от обычных офисов. Технопарки получают льготы в 25% от налогового потока», — отметил столичный градоначальник. Современная Москва входит в топ-5 самых умных городов мира, занимая лидирующие места по проникновению фиксированной связи, по стоимости мобильного интернета (он в пять раз дешевле, чем в Нью-Йорке или Сингапуре), общественные пространства опутаны сетью из 2 тыс. точек Wi—Fi. Это напрямую отражается на бизнесе – ведь без связи не работают услуги, Big Data, мобильные офисы и т.д.
Общественные пространства Москвы стали главными драйверами развития малого бизнеса, отметил мэр. «Москвичи стали выходить на улицы города в пять раз чаще. Гуляют, ходят в рестораны, делают покупки, стимулируя бизнес. Рост туристического потока в городе составил 70% — этому способствовали наши уличные фестивали, инфраструктура. Это наша новая городская реальность, где люди общаются друг с другом, где город принадлежит его жителям и бизнесу, — подчеркнул Сергей Собянин. — Многие занимаются социально ответственным бизнесом – в культуре, здравоохранении, образовании, спорте. Бизнес и город – две стороны одной медали, которые не могут жить и развиваться отдельно друг от друга».
Главные тренды будущего: коллаборация, искуственнный интеллект, экономика совместного потребления
Старший партнер и управляющий директор, председатель BCG в России Владислав Бутенко рассказал о тенденциях современного развития предпринимательства в городах. Конкуренция между странами сменилась конкуренцией между мегаполисами, в которых уже к 2030 году будут проживать две трети населения государств. С удвоением размера агломерации производительность труда в ней растет на 10%. В борьбе между городами победа за предпринимателями. При этом высокая доля малых и средних предприятий в городе снижает негативное влияние кризисов на экономику в среднем на 10%. «Еще одна тенденция — мобильность бизнеса. Если еще 10 лет назад 80% развивали проекты в родном городе, то сейчас они выходят даже за пределы страны. В Мюнхене 20% стартапов созданы иностранцами, а в Гонгонге — 60%. Города с высокой долей предпринимателей более привлекательны для талантов», — сказал г-н Бутенко.
Один из трендов, который определяет бизнес завтрашнего дня в мегаполисе, — появление единых пространств потребления как результат консолидаций или коллабораций. Вице-президент Cбербанка, руководитель дирекции по развитию цифрового бизнес Теймур Штернлиб отметил, что Сбербанк строит так называемую экосистему — структуру, внутри которой созданы условия для удобного потребления услуг. «Это наша попытка проявить большую заботу о клиенте, больше понять его потребности, и еще лучше соединить тех, кто что-то может произвести с теми, кому этот продукт или услуга нужна. Сбербанк постоянно ищет партнеров среди талантливых молодых предпринимателей, чтобы развивать эту экосистему», — пояснил г-н Штерлибе. По его словам, хороший пример уже работающей широкой экосистемы – сам город Москва. «Мы не задумываемся о том, как куда-то добраться или где полечиться, все под рукой в мобильном телефоне», — отметил вице-президент Сбербанка.
После интерактивного опроса аудитории, в котором выяснилось, что среди участников панели только 33% работают в компании, а 67% управляю собственным бизнесом, причем большая половина зала предпочитает работать дистанционно, слово взял директор сервиса «Avito Россия» Владимир Правдивый, который рассказал о втором тренде — новые сервисы в экономике совместного потребления: «Совместное потребление – это не только краткосрочная аренда, но и в широком смысле – экономика вещей, которые за свой жизненный цикл меняет своих владельцев несколько раз. Деньги возвращаются в экономику. Плюсы экономики совместного потребления, помимо прямой выгоды покупателя и продавца, это дополнительный поток денег, дополнительные рабочие места, возможности для подработки. Около 32 миллиона россиян пользуется сервисом Avito, то есть примерно половина российских семей поддерживает экономику совместного потребления».
Серьезная дискуссия развернулась вокруг еще одной тенденции – использование искусственного интеллекта. Генеральный директор группы компаний InfoWatch Наталья Касперская убеждена, что с кибербезопасностью в мире становится все хуже и хуже: «Если раньше она существовала как отдельный класс по принципу «сначала инфотехнологии — затем защитные программы», то сегодня этот подход перестает работать. Сейчас ставка делается на комплексные решения, поскольку все реже удается отделить программное обеспечение от «железа». И задача здесь — сделать так, чтобы данные не утекали даже в случае, когда есть физическая возможность этим данным куда-то передаваться. Особенно остро эта задача стоит в век «интернета вещей», когда происходит проникновение Сети в вещи вокруг нас». Гендиректор и сооснователь Group-IB Илья Сачков вообще предлагает не использовать слова «искусственный интеллект». «Есть алгоритмы машинного обучения. Искусственный интеллект требует обучения, рядом должен быть специалист. И для его работы требуются большие данные. Если у создателей проекта искусственного интеллекта нет хотя бы одной из этих вещей, их проект несостоятелен», — подвел итог он.
Председатель совета директоров ГК Bosco di Ciliegi (ГУМ) Михаил Куснирович, в свою очередь, признался, что делает ставку на «традиционный интеллект» — человеческое живое общение, будущее предпринимательства не за искусственным интеллектом, а за человеческими отношениями. «Digital-направление — это сегодняшний день, а будущее — это экономика впечатлений. Это то, как мы сможем порадовать не только себя, но и конечных потребителей, предоставить им осязаемые впечатления. Это станет нашим конкурентным преимуществом», — отметил бизнесмен и дал напутствие молодым предпринимателям: «Спешите делать добро, вам это понравится».
Узнавайте новости Московской недели предпринимательства первыми!
Сайт: www.mnp2018.ru
Фотограф Светлана Яковлева