20 января в России началась «Неделя памяти», приуроченная к Международному дню памяти жертв Холокоста и 72-й годовщине освобождения Красной армией лагеря смерти «Аушвиц» (Освенцим).
Этот цикл мемориальных и образовательных мероприятий уже третий год подряд проводится в Москве на федеральном уровне. На этот раз он значительно расширит свою географию и, как ожидается, пройдет при участии крупных российских государственных деятелей. Его организаторами стали, как и в 2015-2016 годах, Правительство Москвы, Российский еврейский конгресс и Центр «Холокост».
Главное кинематографическое событием «Недели» — показы фильмов, связанных с темой Холокоста. 23 января в кинотеатре «Пионер» состоялся закрытый показ киноальманаха «Свидетели» Константина Фама, созданного при поддержке члена бюро президиума РЕК мецената Бориса Минца. Обсудить картину с режиссером, продюсерами и актерами собрались известные российские меценаты, творческие и общественные деятели.
Киноальманах «Свидетели» — Новеллы «Туфельки», «Брут, фрагмент новеллы «Скрипка»
«Туфельки» (Shoes) – фильм, созданный в память жертв Холокоста. История охватывает события 1930-1940-х годов прошлого века и разворачивается на фоне Второй мировой войны.
Все действие в картине вращается вокруг пары туфель. Впервые они появляются в кадре, будучи в витрине магазина, и трагически обрывается в братской могиле для обуви в концлагере «Освенцим».
Брут. Фильм рассказывает о Катастрофе глазами немецкой овчарки. Брут живёт в семье городской еврейской женщины, но в соответствии с Нюрнбергскими законами разлучается с хозяйкой и в процессе дрессуры и манипуляций становится концлагерным зверем-убийцей.
Скрипка. Мир третьей новеллы, «Скрипка», целиком крутится вокруг уникального музыкального инструмента, прошедшего через все ужасы войны. История начинается в скрипичной мастерской, где в начале XX века создается скрипка, предназначенная в подарок еврейскому мальчику. Инструмент меняет много хозяев, оказывается в самых разных местах. Его история заканчивается спустя сто лет после создания концертом у Стены Плача.
В эти же дни киноальманах «Свидетели», а также художественный фильм Андрея Кончаловского «Рай» и документальный фильм хорватского режиссера Игоря Паулика «Возвращение в Освенцим» можно будет посмотреть в сети кинотеатров «КАРО», ставшей партнером «Недели памяти».
Кульминацией «Недели памяти» станет мемориальный вечер 26 января в театре «Новая опера» с участием высокопоставленных гостей, дипломатов, известных общественных, религиозных и культурных деятелей. Впервые на московской сцене будет представлена опера советского композитора Моисея (Мечислава) Вайнберга «Пассажирка», которая ждала своей премьеры почти 40 лет. Автором постановки стал режиссер Сергей Широков, куратором — Народный артист СССР Иосиф Кобзон.
Фотограф Яковлева Светлана