Название этой выставки («Театр Михаила Гутермана») рождалось мучительно. В самом деле, как охватить одной емкой фразой деятельность человека, чье многолетнее творчество объединило классиков и современников, советскую сцену и театр наших дней? Он снимал Смоктуновского и Плятта, Эфроса и Никулина, Ефремова и Козакова, Гердта и Ростроповича… Десятки легендарных имен, которые совсем еще недавно представляли свет отечественной культуры не только в России, но и за рубежом.
Вглядываешься в лица – слышишь голоса. В начале ХХ века в Москве (а затем в эмиграции в Париже) издавался интеллигентский журнал «Голос минувшего». В фотографиях Михаила Гутермана тоже звучит голос минувшего, причем звучит тихо, не броско, в своей хрустальной чистоте – без помех и шипения. Что ни лицо – уходящая натура. Что ни взгляд – интонация времени.
Когда во время Великой Отечественной войны Театр Вахтангова поставил музыкальную комедию «Мадемуазель Нитуш», зрителям полюбилась песня обитательниц пансиона, в которой была такая строчка: «Театра радостные тени». Чем не название для выставки? Времена меняются, но память об артисте живет до тех пор, пока живы его зрители.
Близко, но не то. По формату – не то… Тем более что в объективе Михаила Гутермана отразилось не только прошлое. Здесь множество и современных деятелей сцены.
Ходишь по залам Театрального музея имени Бахрушина и не устаешь удивляться: а ведь в характере фотографа, родившегося в первой половине ХХ века, по нынешний день не завелось ни грамма тоски и брюзжания: «Ах, вот в наше время, в наше время…» Все портреты, даже если герой запечатлен в минуту тягостных раздумий, отличаются редким жизнелюбием. В них застыла энергия – энергия творчества, энергия мысли – поймать которую удается не каждому. Например, на своем знаменитом портрете вихрастый Анатолий Эфрос, схвативший в правую руку очки, а левую подняв выше головы, напоминает дирижера большого симфонического оркестра. Поза непривычная, но невооруженным глазом видно – режиссер, как и дирижер, в эту минуту слышит гармонию. Уникальный момент. Запечатленное мгновение!
И эти мгновения в самых разных своих ипостасях смотрят на посетителя выставки Музея Бахрушина. Сцены из спектаклей московских театров соседствуют с зарубежными постановками (как говорится, найдите отличия), а портреты мэтров – с портретами нынешней молодежи.
Есть фраза: «Мир в глазах смотрящего». У фотографа мир – в объективе смотрящего. Поэтому как-то само собой родилось и название выставки: «Театр Михаила Гутермана». Здесь драма и комедия, эксперименты и традиции, прошлое и настоящее слились в единую драматургию, как в единую канву складываются элементы большого спектакля.
Впрочем, наверное, так и должно быть в творчестве человека, за плечами которого 14 персональных выставок, работа в Москве и Нью-Йорке, публикации в ведущих театральных изданиях. И все это – без антракта, на одном дыхании…
Виктор Борзенко, шеф-редактор журнала «Театрал»
(ИД «Новые Известия»)
Фото на главной странице фотографа Михаила Белоцерковского
Фотограф Михаил Гутерман
фотограф Яковлева Светлана — с вернисажа
Я горжусь тобой, брат! Так держать!