«Театр Михаила Гутермана»

Данный материал подпадает под возрастное ограничение 18+, не предназначен для лиц младше этого возраста. Сообщение не является рекламой мероприятия и носит исключительно информационный характер.
08, Окт, 15

Название этой выставки («Театр Михаила Гутермана») рождалось мучительно. В самом деле, как охватить одной емкой фразой деятельность человека, чье многолетнее творчество объединило классиков и современников, советскую сцену и театр наших дней? Он снимал Смоктуновского и Плятта, Эфроса и Никулина, Ефремова и Козакова, Гердта и Ростроповича…  Десятки легендарных имен, которые совсем еще недавно представляли свет отечественной культуры не только в России, но и за рубежом.

Вглядываешься в лица – слышишь голоса. В начале ХХ века в Москве (а затем в эмиграции в Париже) издавался интеллигентский журнал «Голос минувшего». В фотографиях Михаила Гутермана тоже звучит голос минувшего, причем звучит тихо, не броско, в своей хрустальной чистоте – без помех и шипения. Что ни лицо – уходящая натура. Что ни взгляд – интонация времени.

Когда во время Великой Отечественной войны Театр Вахтангова поставил музыкальную комедию «Мадемуазель Нитуш», зрителям полюбилась песня обитательниц пансиона, в которой была такая строчка: «Театра радостные тени». Чем не название для выставки? Времена меняются, но память об артисте живет до тех пор, пока живы его зрители.

Близко, но не то. По формату – не то… Тем более что в объективе Михаила Гутермана отразилось не только прошлое. Здесь множество и современных деятелей сцены.

Ходишь по залам Театрального музея имени Бахрушина и не устаешь удивляться: а ведь в характере фотографа, родившегося в первой половине ХХ века, по нынешний день не завелось ни грамма тоски и брюзжания: «Ах, вот в наше время, в наше время…» Все портреты, даже если герой запечатлен в минуту тягостных раздумий, отличаются редким жизнелюбием. В них застыла энергия – энергия творчества, энергия мысли – поймать которую удается не каждому. Например, на своем знаменитом портрете вихрастый Анатолий Эфрос, схвативший в правую руку очки, а левую подняв выше головы, напоминает дирижера большого симфонического оркестра. Поза непривычная, но невооруженным глазом видно – режиссер, как и дирижер, в эту минуту слышит гармонию. Уникальный момент. Запечатленное мгновение!

И эти мгновения в самых разных своих ипостасях смотрят на посетителя выставки Музея Бахрушина. Сцены из спектаклей московских театров соседствуют с зарубежными постановками (как говорится, найдите отличия), а портреты мэтров – с портретами нынешней молодежи.

Есть фраза: «Мир в глазах смотрящего». У фотографа мир – в объективе смотрящего. Поэтому как-то само собой родилось и название выставки: «Театр Михаила Гутермана». Здесь драма и комедия, эксперименты и традиции, прошлое и настоящее слились в единую драматургию, как в единую канву складываются элементы большого спектакля.

Впрочем, наверное, так и должно быть в творчестве человека, за плечами которого 14 персональных выставок, работа в Москве и Нью-Йорке, публикации в ведущих театральных изданиях. И все это – без антракта, на одном дыхании…

Виктор Борзенко, шеф-редактор журнала «Театрал»

(ИД «Новые Известия»)

Фото на главной странице фотографа Михаила Белоцерковского

Фотограф Михаил Гутерман

             

фотограф Яковлева Светлана —  с вернисажа

                           


    • Главная
    • Редакция
    • Наши услуги
    • Вход
    • Рейтинг фотосайтов fotokto.ru
    © 2016-2024 МИР ЖЕНСКОЙ ПОЛИТИКИ. ВСЕ ПРАВА ЗАЩИЩЕНЫ.

    Create Account



    Log In Your Account