На ВДНХ в помещении ВНИИТЭ, Хованский вход, открылась Выставка живописи и графики современных художников «Ирреальное и реальное». В нее вошли: перформанс, саунд-арт, инсталляции, объекты, ассамбляжи, фотография, а так же живопись и графика.
Участники:
Александр Сенько&Полина Дроняева, Анна Неизвестнова, Алексей Гога, Алексей Горбушин, Андрей Сарычев, Андрей Мадекин, Владимир Фомичёв, Влад Жиденко, Валерий Шечкин, Василий Прилепа, Владимир Ромохов, Евгений Нэтра, Олег Арнаутов, Марина Леизголд, Михаил Цельмс, Ирина Дудина, Юлия Ворохоб, Юлия Овчарова, Светлана Зайцева, Саша Косяк, и др.
Не хочу сама ничего писать по этой выставке, как говорят – на вкус и цвет товарищей нет…лучше приведу то, что о ней говорят сами участники…
«Мы, не желаем говорить ни о новом, ни о старом искусстве и еще менее о современном западном. Мы оставляем умирать старое и сражаться с ним тому «новому», которое кроме борьбы, очень легкой, кстати, ничего своего выдвинуть не может. Унавозить собою обеспложенную почву полезно, но эта грязная работа нас не интересует. Они кричат о врагах, их утесняющих, но на самом деле — сами враги и притом ближайшие. Их спор с давно ушедшим старым искусством не что иное, как воскрешение мертвых, надоедливая декадентская любовь к ничтожеству и глупое желание идти во главе современных обывательских интересов.
Мы не объявляем никакой борьбы, так как где же найти равного противника?! Будущее за нами. Мы все равно при своем движении задавим и тех, которые подкапываются под нас, и стоящих в стороне.
Нам не нужна популяризация — все равно наше искусство займет в жизни полностью свое место — это дело времени. Нам не нужны диспуты и лекции, и если иногда мы их устраиваем, то это подачка общественному нетерпению. Когда художественный трон свободен и обездоленная ограниченность бегает около, призывая к борьбе с ушедшими призраками, мы ее расталкиваем и садимся на трон и будем царствовать, пока не придет, на смену нам царственный же заместитель.
Мы, художники будущих путей искусства, протягиваем руку футуристам. Спящих мы не будим, дураков не вразумляем, пошляков клеймим этим именем в глаза и готовы всегда активно защищать свои интересы.
Презираем и клеймим художественными холуями всех тех, кто вертится на фоне старого или нового искусства, обделывая свои мелкие дела. Нам ближе простые, нетронутые люди, чем эта художественная шелуха, льнущая, как мухи к меду, к новому искусству.
В наших глазах бездарность, исповедующая новые идеи искусства, так же не нужна и пошла, как если бы она исповедовала старые. Это острый нож в сердце всем присосавшимся к так называемому новому искусству, делающим карьеру на выступлениях против прославленных старичков, несмотря на то, что между ними и этими последними по существу мало разницы. Вот уж поистине братья по духу — это жалкое отребье современности, так как кому нужны мирно-обновленческие затеи галдящих о новом искусстве, не выставивших ни одного своего положения, передающих своими словами давно известные художественные истины!
Нам не нужно пошлых счетов с общественным вкусом — пусть этим занимаются те, кто на бумаге дает пощечину, а фактически протягивает руку за подаянием.
Довольно этого навоза, теперь нужно сеять! У нас скромности нет, мы это прямо и откровенно заявляем — Мы себя считаем творцами современного искусства.
У нас есть наша художественная честь, которую мы готовы отстаивать всеми средствами до последней возможности — Мы смеемся над словами «старое» искусство и «новое» искусство — это чепуха, выдуманная досужими обывателями.
Мы не щадим сил, чтобы вырастить высоко священное дерево искусства, и какое нам дело, что в тени его копошатся мелкие паразиты — пусть их, ведь о существовании самого дерева они знают по его тени.
Искусство для жизни и еще больше — жизнь для искусства!
Мы отрицаем индивидуальность как имеющую значение при рассмотрении художественного произведения. — Апеллировать нужно только исходя из законов, по которым оно создано.
Выдвигаемые нами положения следующие:
Да здравствует прекрасный Восток!
Мы объединяемся с современными восточными художниками для совместной работы.
Да здравствует национальность! — Мы идем рука об руку с малярами.
Да здравствует созданный нами стиль, свободной от Реальных форм, существующий и развивающийся по живописным законам!
Мы заявляем, что копии никогда не было, и рекомендуем писать с картин, написанных до нашего времени. Утверждаем, что искусство под углом времени не рассматривается.
Все прошлое искусство является объектом для наблюдения.
Мы против Запада, опошляющего наши и восточные формы и все нивелирующего.
Требуем знания живописного мастерства.
Напряженность чувства и его высокий подъем ценим больше всего.
Считаем, что в живописных формах весь мир может выразиться сполна: жизнь поэзия, музыка, философия.
Мы стремимся к прославлению нашего искусства и ради этого и будущих наших произведений работаем.
Мы желаем оставить по себе глубокий след, и это — почетное желание.
Мы выдвигаем вперед свои произведения и свои принципы, которые непрерывно меняем и проводим в жизнь.
Мы против художественных обществ, ведущих к застою.
Мы не требуем общественного внимания, но просим и от нас его не требовать.
Выдвигаемый нами стиль имеет в виду пространственные формы, возникающие от пересечения отраженных энергий различных предметов, формы, выделенные волею художника…»
………………
Какой прекрасный манифест, полный страсти и революционного пафоса, за которым скрывает глубокое системное мировоззрение. Пожалуй, многие художественные сообщества готовы подписаться под ним, но мы откроем эту тайну чуть позже, а пока попробуем разобраться в истоках интенции мысли авторов этого шедевра, и попытаемся разобраться в вопросе, почему он столь притягателен для творческого человека.
По представлению материалистов, мир дается нам в виде объективной реальности данной нам в ощущение, и которая существует помимо наших желаний, но так ли это на самом деле?
Мы все имеем индивидуальную природу, где каждая личность наделена уникальными рецепторами восприятия окружающего мира, отличными от других. Из этих автохтонных источников мы собираем информацию о своей среде обитания, и формируем столь же уникальные представления о ней, где существуют очень личные системные понятия, которыми мы манипулируем. И даже скорее не образами понятий, а их символами. Эти то понятия, и образуют вторичную сигнальную систему, согласно учению физиолога Павлова. На этом этапе она уже носит условный характер, и мы бы сказали абстрактный, но исправно функционирующий, так как человечество до сих пор живо. Однако, остается открытым вопрос, как люди понимают друг друга. Эти вопросы поставили в тупик «критику чистого разума» Канта, и позволили ему размышлять только о практическом разуме, где он вынужденно заявил о непознаваемости абсолютных категорий, о «вещи в себе самой», априорном и апосториорном постижении бытия, и где впервые прозвучала тема социального договора и практического разума, когда человек только постигает, только приближаясь к Абсолюту. В последующем, Гегель еще более упростил эту мысль заявляя, что человеку этого вполне достаточно, что это и является его ойкуменой, возводя антропный принцип в абсолютную величину. И вот, человеческая цивилизация все еще жива, она, опираясь на понятия символо-образов предыдущих поколений, воздвигает все новые и новые надстройки, тем самым самостоятельно формируя себе среду обитания, что и описал Келли в начале 20-го века, в «конструктах сознания» — я со знаю только то, что воспринимаю, а воспринимаю только то, что для меня является значимым, в довольно узком диапазоне образов. Это, в последующем, подтвердили и физиологи, когда установили, что человек может оперировать в сознании одновременно очень ограниченным количеством объектов.
Вот мы и подошли к такому простому термину, как «шаблон сознания». Этот термин является практически тождественным понятию «символа», одномоментно возникающим в сознании, или более правильно будет сказать — комплекс символов объединяемых нами, субъективно-эмоционально, в понятие «образа», через который мы делаем доступным свой внутренний мир для восприятия социумом, распахивая свою душу на обозрение. Общество принимает, или не принимает персональные образы в зависимости от целесообразности и гармоничности с целым, формируя такие категории, как красота и нравственность. И тут мы возвращаемся к положению Канта, когда индивидуальное и общественное познание тождественно. Так появляется система общего для всех образного языка — языка жизни, или, если хотите, языка Бога! Заметьте, что беседа с Абсолютом продолжается до сих пор…
Из выше сказанного следует, что на индивидуальному уровне человек постигает мир через редукцию до рационального символа, а на уровне общества через индукцию, обобщение, к постижению иррационального — Абсолютного.
Теперь мы вернемся к изначальному тексту манифеста и разгадке его авторстве.
………………
«Отсюда начинается творчество новых форм, значение которых и выразительность зависит исключительно от степени напряженности тона и положения, в котором он находится в отношении других тонов. — Отсюда и естественное падение всех существующих стилей и форм во всем предшествующем искусстве, — так как они, как и жизнь, являются только объектом для лучистого восприятия и построения в картине.
Отсюда начинается истинное освобождение живописи и жизнь ее только по своим законам, живописи самодовлеющей, имеющей свои формы, цвет и тембр».
(ЛУЧИСТЫ И БУДУЩНИКИ
Манифест:
Тимофей Богомазов, Наталия Гончарова, Кирилл Зданевич, Иван Ларионов, Михаил Ларионов, Михаил Ле-Дантю, Вячеслав Левкиевский, Сергей Романович, Владимир Оболенский, Мориц Фабри, Александр Шевченко.
Сб. «Ослиный хвост и Мишень». М., 1913. )
………………….
Все в этом мире просто и прекрасно! Европейской рационалистической мысли потребовались века, чтобы осознать и отразить гармонию мироздания, а у нас это чувство существует изначально и почти неизменно. Нашим проектом — «Ирреальное и реальное» мы и хотим поговорить с обществом о гармонии мира, на своем творческом языке — языке авангарда.
Алексей Горбушин
фотограф Яковлева Светлана