Пять вечеров на фестивале ArsLonga («искусство вечно», латынь) любителей классической музыки ожидают выступления высококлассных артистов в Большом зале Московской консерватории и концертном зале «Зарядье». Кроме этого, в рамках фестиваля проходят традиционные мастер-классы и большая региональная программа. В этом году она впервые включает Воронежскую и Свердловскую области и будет продолжаться до весны 2026 года.
«Программа этого года в основе — ретроспективна и напоминает о четырех крупных симфонических циклах, исполненных за несколько последних лет — симфонии Бетховена, Брамса, Чайковского, Рахманинова», — рассказывает основатель и бессменный руководитель фестиваля ArsLonga, дирижер, пианист, художественный руководитель Московского государственного симфонического оркестра Иван Рудин. Оркестр под управлением маэстро Рудина – постоянный участник ArsLonga и других крупнейших фестивалей, проходящих в нашей стране и за рубежом.
В завершение московской программы фестиваля ArsLonga будет представлена полусценическая постановка оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама». Это один из вариантов современных театральных постановок, который совмещает концертное исполнение с элементами театрализации: мизансценами, костюмами, гримом, светом, и, как сейчас модно, видеопроекциями.
Вечер, открывший фестиваль ArsLonga в Большом зале консерватории, был посвящен музыке Чайковского. Прозвучали Славянский марш для оркестра, Концерт для фортепиано с оркестром №1 и симфония «Манфред» на сюжет одноименной поэмы Джорджа Байрона. В Концерте для фортепиано солировал совсем молодой китайский пианист Жуй Мин, учащийся Центральной музыкальной школы при Московской консерватории (Академия исполнительского искусства), лауреат Первой премии II Международного конкурса пианистов, композиторов и дирижёров имени С. В. Рахманинова. Русская школа чувствуется у китайца – он играет Чайковского по-русски душевно и тепло. Это заметно не столько в масштабном виртуозном Концерте, сколько, конечно, в камерной лирике. На «бис», которого «требовательными» аплодисментами запросила публика, Жуй Мин так проникновенно исполнил «Октябрь» из цикла «Времена года», что зал снова разразился овациями.
После симфонии «Манфред» под управлением Ивана Рудина, весьма впечатлившей публику Большого зала консерватории, тоже не смолкали овации. Иван Александрович, стоя на сцене, показал рукой на портрет Чайковского, как бы говоря – «вот истинный виновник этой красоты».
Во втором концерте фестиваля ArsLonga дирижер Иван Рудин выступал со своим отцом, виолончелистом с мировым именем Александром Рудиным. В ансамбле с Никитой Борисоглебским Александр Рудин исполнил Двойной Концерт Брамса для скрипки и виолончели с оркестром. Вторым сочинением Брамса, прозвучавшим в этот вечер, была симфония №4. Публика снова «затребовала» «бис», и через минуту из полной тишины возникло зачаровывающее вечной красотой Адажиетто из Пятой симфонии Густава Малера.
Третий концерт фестиваля ArsLonga порадовал публику произведениями Рахманинова – звучали сюита Симфонические танцы для оркестра и всемирно известный, самый популярный Концерт для фортепиано с оркестром №2. Солировал Денис Мацуев.
Международный музыкальный фестиваль ArsLonga продолжается. Из Вены приезжает австрийская пианистка, закончившая когда-то Московскую консерваторию, Елизавета Леонская. В ее исполнении прозвучит Концерт №3 для фортепиано с оркестром Людвига ван Бетховена. Вторым сочинением в бетховенском вечере станет симфония №3 «Героическая» великого немецкого композитора. За дирижерским пультом в течение всего фестиваля — его основатель, художественный руководитель Московского государственного симфонического оркестра Иван Рудин.
х х х
Ольга Новикова