«Видеть музыку»: Десятый Фестиваль музыкальных театров в Москве (12+)

Данный материал подпадает под возрастное ограничение 16+, не предназначен для лиц младше этого возраста. Сообщение не является рекламой мероприятия и носит исключительно информационный характер.
27, Сен, 25

«Ваша хореография – это попытка увидеть мою музыку», — сказал композитор Игорь Стравинский хореографу Джорджу Баланчину. Этот диалог двух выдающихся деятелей искусства часто приводит вдохновитель и руководитель фестиваля «Видеть музыку» режиссер Георгий Исаакян, поясняя название фестиваля. Он проводится Ассоциацией музыкальных театров при поддержке Министерства культуры России и Президентского фонда культурных инициатив.

Предварительного отбора нет, театры сами выбирают, какими спектаклями представить свою работу в Москве.

В этом году грандиозный смотр музыкальных театров нашей страны и ближнего зарубежья, рассчитанный на три месяца (с 6 сентября по 2 декабря), проводится в столице в десятый раз, и уже на пресс-конференции, посвященной открытию, был ощутим особый, юбилейный «статус» фестиваля. Зал в музее С.С. Прокофьева был переполнен, что нечасто бывает на пресс-конференциях и показывает огромную значимость события. Также экспертной публике была представлена в концертном формате мини-опера Джан Карло Менотти «Телефон», эмоционально исполненная артистами театра «Геликон-опера» Еленой Семеновой (сопрано) и Михаилом Егиазарьяном (фортепиано, баритон).

 «Геликон» — участник фестиваля, в рамках которого на его сцене в октябре пройдут четыре спектакля. Два из них – самого «Геликона» — «Маддалена» С. Прокофьева и «Ключ на мостовой» Ж. Оффенбаха. Другие два – театры-гости: Санкт-Петербургский детский театр «Зазеркалье» («Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова) и Иркутский областной музыкальный театр имени Н.М. Загурского («Кармен» Р. Щедрина и А. Гонье).

Региональным коллективам предоставила место и «Новая опера» им. Е. Колобова – Челябинскому театру оперы и балета им. М.И. Глинки и Белгородской государственной филармонии. Оба представили совсем новые оперы, созданные нашими современниками. В этом смысле «Видеть музыку» делает большое важное дело — помогает развитию и продвижению нового,  поддерживая современных композиторов и коллективы, которые берутся за исполнение совсем «свежих» произведений, а также дает возможность московской публике и критике их увидеть и услышать.

Челябинский театр показал оперу московского композитора Михаила Богданова «Пётр Первый», а Белгородская государственная филармония предложила произведение белгородских композиторов-супругов Николая Бирюкова и Елены Латыш-Бирюковой под названием «Белгородский полк. Засечная черта». Празднование три года назад 350-летия со дня рождения Петра Первого вдохновило творцов в самых разных видах искусства, в том числе, композиторов, на годы вперед. Таким образом, тема личности Петра и его эпохи в нашей стране популярна уже несколько лет, и это отразилось и в произведениях, о которых идет речь.

 В челябинской опере фигура царя – главная, а три действия оперы – это три крупных события: поражение под Нарвой, победа под Полтавой и победа у мыса Гангут. Демократичная музыка Михаила Богданова предназначена не для узкого круга критиков и знатоков, она понятна и интересна массовому слушателю. То, что поют солисты, можно назвать – и вовсе не в плохом смысле —  мелодическим конгломератом, в котором слышатся и отсылки к советским песням середины прошлого века, и военные марши, и сегодняшние трибунно-патриотические песни в духе Шамана, и отголоски танцевально-театральной музыки. Дирижер Евгений Волынский, хормейстер Наталья Макарова, солисты с яркими красивыми голосами вместе добились впечатления музыкальной фрески о грандиозных событиях в истории нашей страны.

Режиссер Иркин Габитов, художник Вячеслав Окунев, художник по свету Ирина Вторникова, художник по видео Виктория Злотникова, балетмейстер Игорь Колб создали исторический спектакль, решенный современными технологическими средствами. Зрелищная составляющая впечатляет драматической насыщенностью и красотой.

В белгородском произведении на петровскую тему царь оказывается не основной фигурой, а одним из действующих лиц как будто за кадром. Сам спектакль по большей части скорее, кантата-оратория, нежели опера. А тот факт, что он исполняется со звукоусилением, вызывает ассоциации с мюзиклом.

А вот удачная находка «Белгородского полка» — использование народных инструментов вместо традиционного симфонического оркестра, очень уместно для музыкально-театрального произведения на национальную тематику. Музыка белгородских авторов жанрово разнообразна и выразительна. Внимание публики очень привлекали некоторые арии – например, вторая ария Фельдмаршала Шереметева, ярко и проникновенно прозвучавшая в исполнении солиста Большого театра Владимира Байкова.

Сюжет рассказывает об одном дне пограничного Белгородского полка, охраняющего знаменитую Засечную черту, накануне Полтавской битвы, в которой полку предназначено принять участие. Патриотический посыл сочинения всем ясен – он взывает ко дню сегодняшнему, поскольку белгородская земля и сейчас, без преувеличения, на линии фронта.

Режиссер Петр Татарицкий, его же сценография и костюмы солистов и хора, соответствующие петровской эпохе. Хормейстер Елена Алексеева, балетмейстеры Александр Манжола и Мария Амелина (ансамбль танца). Солисты-певцы — Василий Задорожный, Ирина Хубаева, Иван Григорьев, Наталья Воскресенская, а также приглашенный из Донецка Алексей Аносов. Композитор Николай Бирюков тоже исполнил одну из небольших вокальных партий (Старого солдата).

Фестиваль «Видеть музыку», идущий всю осень в Москве, набирает обороты, и нам предстоит увидеть и услышать еще много интересного.

Ольга Новикова


  • Главная
  • Редакция
  • Наши услуги
  • Вход
  • Рейтинг фотосайтов fotokto.ru
© 2016-2024 МИР ЖЕНСКОЙ ПОЛИТИКИ. ВСЕ ПРАВА ЗАЩИЩЕНЫ.

Create Account



Log In Your Account