18 сентября «Театр Терезы Дуровой» открыл 33-й сезон премьерой музыкального спектакля «Малахитовая шкатулка» по мотивам сказов Павла Бажова. Режиссер Тереза Дурова обращается к уральскому фольклору, населенному колоритными персонажами и таинственными силами, и показывает ныне несохранившийся дореволюционный уклад жизни народов Урала.
Павел Бажов, уроженец рабочего поселка Сысерть, вырос на фольклорных сказках, которые часто рассказывали представители старшего поколения его семьи. Первые очерки о жизни дореволюционных рабочих Урала он опубликовал в 1924 году в местном журнале – они легли в основу сборника, ставшего прообразом «Малахитовой шкатулки». За минувший век сказы Бажова были переведены более чем на 100 языков мира, но ввиду лингвистических и культурных особенностей их красота полноценно раскрывается только на русском языке.
Чтобы познакомить зрителя с мифами горного Урала, драматург «Театра Терезы Дуровой» Артем Абрамов соединил несколько ключевых сюжетов сборника «Малахитовая шкатулка» в одну большую историю. Он сохранил архетипы героев, дав некоторым персонажам новые имена. Главными в спектакле, конечно же, остаются Данила-мастер и Хозяйка Медной горы.
Камнерез Данила не покладая рук трудится на шахте алчного Мормагона, возомнившего себя властелином всех гор в округе. Каждый раз, заслышав рассказы горняков про таинственную Хозяйку, бездушный самоуправец приходит в ярость. Его не пугают ни предостережения рабочих, ни сигналы природы, предвещающие большую беду. А его завистливая женушка Ядвига загорается желанием заполучить малахитовую шкатулку, главную драгоценность хранительницы природных недр. Хозяйка Медной горы хладнокровно наблюдает за страстями людей. Небезучастна она только к Даниле-мастеру, способному видеть прекрасное: секреты малахита открываются лишь ему.
Хозяйка Медной горы – воплощение духа природы Урала. За ее благородной красотой таятся грозные силы, которые пробуждаются при бесцеремонном вмешательстве человека в окружающую среду. Художник Виктория Севрюкова создала для Хозяйки Медной горы три костюма, отображающие эмоциональные состояния персонажа – от спокойствия до лютого негодования. При конструировании нарядов других героев спектакля она погружалась в историю горных промыслов Урала и культуру костюма староверов.
Музыка «Малахитовой шкатулки», написанная и аранжированная композитором Сергеем Кондратьевым, эклектична. В палитре жанров слышны фольклорные стилизации, техно-индастриал, фолк-рок, фолк-джаз и другие направления. В состав оркестра, помимо привычных клавишных, ударных, скрипки и электрогитары, вошли бас-кларнет и гобой. Изюминкой также стало использование для саундизайна Noisebox № 16 – аналогового преобразователя звука c уникальной конструкцией, созданного специально для спектакля. Впервые постановку «Театра Терезы Дуровой» сопровождает приглашенный вокальный ансамбль.
Фотограф Светлана Яковлева https://vk.com/photo35470729_457276813?photo_feed=1