В Музеях Московского Кремля завершилась многолетняя реставрация одного из древнейших памятников из собрания Успенского собора – иконы «Страшный суд». На протяжении многих десятилетий икона находилась в экспозиции собора, в южном пристенном иконостасе, покрытая потемневшим реставрационным лаком 1920-х годов – времени, когда памятник впервые был раскрыт от позднейших записей и олифы.
В 2016 году в мастерских Музеев Московского Кремля началась масштабная научная реставрация живописи с применением всех современных методов исследований. Ведущий художник-реставратор Лариса Гущина на протяжении почти девяти лет кропотливо работала над раскрытием иконы, бережно сохраняя остатки авторской живописи. Проведенные работы и исследования дали богатый материал для продолжения научного изучения памятника. Так, при проведении исследований живописи иконы в инфракрасном и рентгеновском спектре были обнаружены ранее неизвестные фрагменты авторской живописи, скрытые при поздних обновлениях памятника.
Завершение работ по реставрации иконы подтвердило предположение исследователей о её принадлежности к искусству Московского княжества рубежа XIV – XV столетий. Тем самым исследователи Музеев Московского Кремля могут с уверенностью говорить о том, что образ из Успенского собора – один из самых ранних примеров в русской иконописи обращения к теме «Страшного суда», сохранившихся до настоящего времени. Кроме того, икона, по всей видимости, являлась одним из главных иконографических прототипов аналогичной сцены в росписи 1408 г. в Успенском соборе города Владимира, авторами которой были Даниил Чёрный и Андрей Рублев.
По материалам пресс-службы Музеев Московского Кремля
Фотограф Светлана Яковлева