Пресс-конференция, посвященная 90-летию со дня рождения Альфреда Шнитке (1934 – 1998) (12+)

Данный материал подпадает под возрастное ограничение 18+, не предназначен для лиц младше этого возраста. Сообщение не является рекламой мероприятия и носит исключительно информационный характер.
24, Ноя, 24

В Москве состоялась пресс-конференция, посвященная 90-летию со дня рождения выдающегося композитора ХХ века Альфреда Шнитке.  Его вклад в отечественную культуру столь значителен, что 2024 год объявлен в России годом Шнитке. Богатое наследие композитора включает оперы, балеты, симфонии, камерные, вокальные и хоровые произведения, музыку к нескольким мультфильмам и более чем семидесяти кинофильмам, в числе которых «Комиссар», «Агония», «Белорусский вокзал», «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил», «Экипаж». Последней работой Шнитке в кино стала картина «Мастер и Маргарита» (1994), за которую он был удостоен премии «Золотой орел» (посмертно), присваиваемую за лучшую киномузыку.

Композитор родился 24 ноября 1934 года в городе Энгельсе Саратовской области, где в сквере имени Шнитке ему установлен памятник. Сегодня вся область во главе с центром Саратовом широко чествует своего выдающегося земляка. Создан оргкомитет по проведению юбилейных мероприятий на уровне Министерства культуры. В него вошли руководители Союза композиторов, российских музыкальных вузов, филармонических оркестров, музеев. В программе юбилейных мероприятий — фестиваль «Шнитке и его современники», Первый Всероссийский конкурс современного искусства «Приношение Альфреду Шнитке», концерты, лекции, художественные выставки, конференция «Культура и искусство: традиции и современность». Саратовская государственная консерватория официально запустила телеграмм-канал, где знакомит читателей с творчеством композитора, воспоминаниями современников и событиями «Года Шнитке». 

Имя Шнитке присвоено культурным и музыкально-образовательным учреждениям – Саратовской областной филармонии, Музыкально-эстетическому Лицею в Энгельсе, Московскому Государственному Институту музыки. Также самолет Аэрофлота  Airbus A321 (VP-BЕА) носит имя «А. Шнитке».

Пресс-конференция, посвященная юбилею А.Г. Шнитке, состоялась в ТАСС по инициативе главного редактора газеты «Музыкальное Обозрение» Андрея Устинова, он же является художественным руководителем фестиваля «Альфред Шнитке. К 90-летию со дня рождения, «Лабиринты», который сейчас проходит в Саратове. Участниками пресс-конференции стали: Эдита Исаакян, заместитель директора департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Министерства культуры РФ; Леонид Рошаль, президент НИИ неотложной детской хирургии и травматологии (по видео); Валерий Полянский, художественный руководитель и главный дирижер Государственной академической симфонической капеллы России; Михаил Брызгалов, генеральный директор Российского национального музея музыки; Анна Щербакова, ректор Московского государственного института музыки имени А.Г. Шнитке.

Андрей Устинов представил саратовские коллективы, участвующие в юбилейных мероприятиях — Театр хоровой музыки, Саратовский симфонический оркестр, Саратовский театр оперы и балета. «Название балета Альфреда Гарриевича «Лабиринты» очень подошло для фестиваля», — считает Андрей Устинов, — «Балет будет показан в Саратове в день рождения композитора 24 ноября».

По приглашению модератора пресс-конференции Ирины Александровой слово по видеосвязи взял Леонид Михайлович Рошаль, который дружил с Альфредом Шнитке: «Нестандартный был человек, внимательные темные глаза, а в них как будто вопрос – пишешь, а потом в тумбочку, как же так? Его музыка непростая, надо вслушиваться, он шел свои путем. И вообще в жизни шел своим путем. Его исключали из Союза композиторов за то, что он один не проголосовал за что-то, за что надо было голосовать. Много для него сделала жена Ирина Федоровна Шнитке — для его жизни, быта, здоровья. Когда у него случился инсульт в Пицунде, мне позвонили, и я прилетел туда помогать, хотя я и детский доктор. Он два раза у меня на руках умирал, мы его восстанавливали. В период восстановления мозга мне хотелось проверить уровень сознания, и я придумал – дал ему бумагу и карандаш: я буду петь, а ты записывай. Я запел песню военных лет «Артиллеристам Сталин дал приказ», и он записал ее нотами, так я понял, что сознание восстанавливается» — рассказал Леонид Михайлович Рошаль. 

Валерий Полянский поделился воспоминаниями о том, как Шнитке, глубоко верующий человек, создавал духовный хор «Покаянные стихи» к 1000-летию крещения Руси. Это сочинение, а также кантата «Фауст», опера «Джезуальдо» и, посвященный матери композитора, фортепианный квинтет прозвучали в московском юбилейном фестивале, проводимом Валерием Полянским. «По просьбе дирижера Геннадия Рождественского Шнитке сделал оркестровую версию квинтета», — рассказал Валерий Кузьмич, — «В ней очень слышно его необыкновенное мастерство владения оркестром. На нашем фестивале прозвучит также Четвертая симфония. Это особое сочинение – оно помогает понять душу этого великого человека. Звонки в связи с юбилеем идут из Германии, из Италии, из разных уголков России… Нужно чтобы музыка Шнитке больше звучала, и не только в юбилейный год, она должна быть включена в абонементы, тогда ее больше будут знать и понимать», — сказал на пресс-конференции художественный руководитель и главный дирижер Государственной академической симфонической капеллы России Валерий Полянский.

Михаил Брызгалов рассказал о выставках, посвященных творчеству и жизни Альфреда Шнитке, и процитировал Мстислава Ростроповича: «В музыке Шнитке отражена вся наша жизнь. Её радости, её диссонансы, её пестрота, её трагизм. Мы живём по Шнитке». При подготовке выставок он звонил вдове Ирине Федоровне Шнитке с просьбой рассказать о нем, но она ответила одно: «Ну что вы хотите услышать? Он все время сидел и работал, это было главное в его жизни».

Анна Щербакова, ректор института имени Шнитке: «Для нас это год необыкновенный, в мирах и галактиках Альфреда Шнитке. Ирина Федоровна нам сказала – пусть все время звучит его музыка, а не разговоры о ней. Мы всегда играем Шнитке, это наша путеводная звезда, мы носим имя гения, это ко многому обязывает. Играем альтовый концерт, посвященный Юрию Башмету, ораторию «Нагасаки» и многое, многое другое.

Наш институт уникален тем, что семья композитора, лично Ирина Федоровна передала все наследие Шнитке нам. Не только московский, но и гамбургский кабинет. Вы можете подойти к его столу, там записная книжка, очки, можете увидеть мир творца. Самое ценное — нотный архив, рукописи. Но это не просто музейный кабинет, он учебный, там проходят занятия. Студент может взять пластинку и послушать на проигрывателе», — рассказала ректор Московского Государственного института музыки имени А.Г. Шнитке Анна Щербакова.

В современном музыкальном пространстве институт известен как Музыкальный дом Альфреда Шнитке, в котором собраны и хранятся уникальные артефакты, принадлежащие композитору и его семье. За свою столетнюю историю учебное заведение прошло путь от Первой народной музыкальной школы, Музыкально-инструкторского техникума имени Красной Пресни, Музыкального училища имени Октябрьской революции до вуза.

В завершении пресс-конференции Анна Щербакова, отвечая на вопрос журналиста, сообщила, что МГИМ имени А.Г. Шнитке готовит книгу воспоминаний и документов, посвященных композитору, ее выход ожидается в 2025 году. Встреча участников пресс-конференции и журналистов вылилась в профессиональный, содержательный разговор об Альфреде Шнитке, о значении его творчества в наши дни, о праздновании памятной даты в Москве и других городах России.

                                                            х х х

Ольга Новикова — музыкальный критик

 


  • Главная
  • Редакция
  • Наши услуги
  • Вход
  • Рейтинг фотосайтов fotokto.ru
© 2016-2024 МИР ЖЕНСКОЙ ПОЛИТИКИ. ВСЕ ПРАВА ЗАЩИЩЕНЫ.

Create Account



Log In Your Account