На экраны кинотеатров выходит полнометражный фильм Эллы Омельченко «Пациенты».
Тема такова: Сергей и Леночка – молодые супруги, но не все так просто в их браке. Сергей посещает психоаналитика Брюсова, который на каждом сеансе внушает ему мысль о разводе, уверяет, что жена подавляет в нем собственное «ЭГО»: «Семья – это не главное! Главное – что хочешь ты!». Леночка же ходит на исповедь к священнику, который наказывает ей, во что бы то ни стало, сохранить семью: «Семья – это главное! Всё ради семьи!». Противостояние психоаналитика и священника длится уже полтора года. Кто же победит?
ПАЦИЕНТЫ
Трагикомедия. Россия, 2014. Режиссер: Элла Омельченко.
Автор сценария: Дмитрий Лемешев («Околофутбола»)
В ролях: Павел Баршак («Прогулка», «Ёлки 2», «Питер FM»), Тимофей Трибунцев («Остров», «Звезда», «Поддубный», «Штрафбат», «Ликвидация», «Раскол»), Марьяна Кирсанова, Дмитрий Мухамадеев («Чудотворец», «Статский советник», «ДМБ», «Бумер», «24 часа», «9 рота»)
Награды.
XXII Фестиваль российского кино «Окно в Европу»:
— Специальный приз жюри – за дебют.
— Приз гильдии киноведов и кинокритиков России
— Приз им. Саввы Кулиша – Дмитрию Лемешеву, автору сценария фильма «Пациенты» — за оригинальность драматургических решений.
12-й Московский фестиваль отечественного кино «Московская премьера»:
— Приз за лучший дебют – конкурс зрительских симпатий «Семь дебютов»
— Приз телеканала «Дом кино»
– «Пациенты» – ваша первая полнометражная работа. Историю для дебюта вы выбрали неординарную, можно даже сказать, некоторым образом странную.
– Почему странную? Потому что среди главных персонажей священник и психотерапевт? А нам показалось, что как раз это и любопытно. У меня лежали и несколько других сценариев, но они требовали для воплощения немалых денег. А потом ведь понятно, что дебютант это всегда неизвестность, «кот в мешке», у нас в редких случаях его могут запустить с большим бюджетом. Потому я и искала нечто камерное, требующее минимальных вложений, но при этом не оставляющее меня равнодушной, и, разумеется, обязательно занимательное для зрителя. А для этого истории и требовалось быть как раз про зрителя – не про его, зрителя, соседа, а лично про него.
– Лет пять назад рассказанная вами сейчас история была бы такой же или другой?
– Первая короткометражка, которую я делала, была про профессора факультета журналистики, на которого упал телевизор. Человек ни о чем таком не подозревал, не думал, а тут телевизор упал. И этот факт на профессора сильно повлиял, в каком-то смысле изменил его привычные житейские установки. То же самое и в «Пациентах»: психоаналитик Брюсов, к которому обращается молодой муж Сергей, и священник отец Сергий, который беседует с Леной, женой Сергея, изначально твердо убеждены в том, что советы супругам дают правильные. Но, как тот упавший телевизор в одночасье что-то меняет для профессора, так и возникшая между психоаналитиком и священником личная дискуссия оказывается для их будущего решающей, хотя предметы обсуждения – любовь, семья, брак – остаюся неизменными. Все это давало повод и улыбнуться, и поразмышлять на довольно серьезные темы.
– Семейная пара в вашем кино – не очень востребованная актриса и ее муж, сценарист сериалов. А если бы они по жизни были не творческими людьми, а, скажем, свинаркой и пастухом – называю первое, что приходит в голову, – это повлияло бы на сюжет? Я к тому, что у свинарки с пастухом в отличие от людей творческих профессий, вероятно, меньше комплексов.
– Ни за что не повлияло бы. Ведь, на самом деле, все мы стали какими-то одинаковыми. Посмотрите, сейчас все во всем разбираются – все разбираются в медицине, все могут быть режиссерами, снимать на телефон, все комментируют в интернете и чаще всего не хотят думать своим умом в надежде, что за них подумает кто-то другой. Человек так устроен, что всем о себе рассказывает, постояно делится своими невзгодами с коллегами, знакомыми, соседями и всегда ждет совета… Не зря же родилась шутка про нашу страну – страна советов.
На Западе, пожалуй, нет и не было такого – любому встречному-попер
– В ваших «Пациентах» молодые герои, взявшись решить свои проблемы самостоятельно, без рекомендаций и советов извне, неожиданно зажили счастливо и гармонично, зато у их благополучных исповедников вдруг все перевернулось с ног на голову.
– По правде говоря, не слишком верится, что психоаналитик Брюсов может так перемениться, не верится и в метаморфозу, которая произошла с отцом Сергием. Подобное могло только во сне привидеться мужу Лены, сценаристу. Но, цитируя в финале полотно Крамского «Христос в пустыне», я думала о том, что как бы в разных верах ни именовали Бога, в каждом из нас он всегда есть, присматривает за нами, и под его взглядом в любом случае надо оставаться людьми, не позволяющими себе небожеских поступков.
– Завершая разговор о «Пациентах», может быть, несколько слов об артистах?
– Когда мы писали сценарий, то уже видели в картине Павла Баршака из «Мастерской Петра Фоменко» и Тимофея Трибунцева из «Сатирикона». Но бюджета еще не было, и мы не были уверены, что они согласятся. Однако оба сразу сказали «да».
Для Марьяны Кирсановой, которая работает в московском театре «ОКОЛО дома Станиславского», участие в нашей картине – дебют в большом кино. Она из моих друзей, роль Леночки была как раз для нее. Самый большой вопрос возник со священником, отцом Сергием. Мне было важно, чтоб он был ростом под 190, достаточно молодым и без лишнего веса. Как в таких случаях бывает – уже пора снимать, а артиста нет. И тут возник Дима Мухамадеев.
– Ваш первый полный метр вы прожили, звезды вроде оказались на вашей стороне, какой будет следующая история?
– На очереди у нас с Дмитрием Лемешевым еще один совместный сценарий, надеюсь, запустимся. Это будет мюзикл, тоже с темой. Про молодых. Больше пока говорить не стану, чтоб не сглазить… Есть, конечно, еще кое-что. Сказать хочется о многом…
_____Ольга Лаптева