«Искусство отличается от жизни только степенью напряжения. А любовь — это такое напряжение, в котором сама жизнь становится искусством»
Вс. Петров, «Турдейская Манон Леско»
Автор повести о «советской Манон Леско» — Всеволод Петров, несправедливо забытый сегодня известный искусствовед (1912-1978), писатель и музейный деятель. Друг Даниила Хармса, ученик Николая Пунина, рафинированный питерский интеллигент с безупречным литературным и художественным вкусом.
«Турдейская Манон Леско» — один важнейших текстов русской литературы ХХ века, «пролежавший в столе» более шестидесяти лет. Театр Елены Камбуровой восстанавливает справедливость, открывая заново забытое имя «несовершенного гения» — писателя «вне формы» и представляет всероссийскую премьеру спектакля молодого режиссера Дениса Сорокотягина по одноименной повести.
В военные годы Петров пережил одно из сильнейших любовных потрясений. Эта история и легла в основу «Турдейской Манон Леско». Главный герой предпочитает грубой действительности «пейзажи из Короля Лира», декламирует стихи Николая Олейникова и читает перед сном «Страдания юного Вертера». В его жизнь врывается девушка Вера, похожая одновременно на Марию-Антуанетту и на изящных героинь с картин Ватто в жанре идеалистической пасторали. Так небольшая железнодорожная станция Турдей в Тульской области оборачивается по замыслу автора мистическим узлом, где пересекаются два мира — реальный и художественный, а любовь, достигая своего максимального напряжения, становится искусством…
Денис Сорокотягин в своем спектакле продолжает экспериментировать и обращается к довольно популярному, но принципиально новому для Театра музыки и поэзии, жанру, получившему название читакль, в котором соединяются элементы музыкально-драматического спектакля и литературной читки. Сценическая версия включает в себя тексты поэтов- ОБЭРИУтов Николая Олейникова, Александра Введенского, Даниила Хармса, а также литератора и композитора Михаила Кузмина, итальянского мыслителя Данте Алигьери и самого Дениса Сорокотягина.
Денис Сорокотягин: «В «Манон» фактически документальный текст делает попытку оторваться от жизненной правды и осмыслить ее через искусство, которое сопровождает главного героя всю жизнь. Один из эффективных методом для переживания трудных времен – отстраниться и посмотреть на все со стороны на время сегодняшнее через призму прошлого, в котором, как выяснилось, все скроено по тем же лекалам».
В спектакле заняты: Любовь Логачёва, Роман Калькаев, Юлия Зыбцева, Степан Аникеев-Кондрашин, Денис Сорокотягин.
Фотограф Светлана Яковлева