18 апреля 2019 года в преддверии церемонии открытия 41-го Московского Международного кинофестиваля президент смотра режиссер, глава Союза кинематографистов РФ Никита Михалков провел традиционный брифинг.
Михалков рассказал, что в этом году на ММКФ будет показано 182 фильма, в том числе 31 короткометражная лента, из 64 стран. Для демонстрации лент задействовано два десятка кинозалов. По традиции Никита Михалков рассказал о внеконкурсных программах смотра, в том числе о новых – «Третий возраст», «Одесса кинематографическая», «Первая серия».
«Особо дорога мне программа «Одесса кинематографическая». В Одессе я снимал «Рабу любви» – это было невероятное ощущение, когда ты находишься в павильоне в Ботаническом саду, где всё обставлено так, как при Ханжонкове, и это потрясающий привкус зарождения кинематографа. По большому счету одесская студия, одесское кино – это особая страница. На Одесской киностудии выросла потрясающая плеяда кинематографистов», – отметил Михалков.
С прошлого года Московский кинофестиваль проводится в апреле, и президент смотра считает это время удачным для проведения ММКФ.
«Мне кажется, было правильным решением проводить фестиваль в апреле по многим причинам. В июне жаркая Москва, люди уже разъезжаются в отпуска, фестивальный сезон идет, журналисты мечутся между странами и аэропортами. Так что это хорошо, что мы проводим фестиваль в апреле, после зимы, это первый киношный праздник в новом году», – сказал президент смотра.
Сам он на церемонии открытия в этом году не сможет встречать гостей. Режиссеру сделали операцию на бедре, и пока врачи запретили ему стоять. Возник на брифинге вопрос и о закрытии смотра, на котором, как сообщали некоторые СМИ, могли показать фильм Павла Лунгина «Братство».
«Не буду лукавить и изображать хорошую мину при плохой игре. По поводу «Братства» мы получили очень большую, серьезную просьбу от ветеранов афганской войны. Это была не просто просьба, а крик души, их эта картина оскорбила. Но в принципе такого рода ситуации можно обойти, беря на себя риск, если того стоит художественное произведение. Это моя личная точка зрения. На мой взгляд, это довольно среднее, сотканное из клише произведение», – отметил Михалков.
Он подчеркнул, что отборочной комиссией фестиваля было принято решение показать на закрытии фильм «Встреча с Горбачевым» Вернера Херцога и Андрэ Сингера.
«Я думаю, что это картина вызовет не меньше споров, потому что, во-первых, Херцог – один из крупнейших режиссеров, а во-вторых, это взгляд на Горбачева с той стороны Берлинской стены. Рассказ о человеке, который вошел в историю именно тем, что эту стену во всех смыслах – и физически, и фигурально – разрушил. К чему это привело, мы, наверное, знаем больше, чем те, кто об этом рассказывают. Но мне думается, что закрыть фестиваль этой картиной интересно. Это взгляд большого режиссера на исторические события», – подчеркнул Никита Михалков.
Конечно, журналисты не могли не спросить про Дворец фестивалей. Как пояснил президент ММКФ, все проблемы с землей, где должен быть построен Дворец, решены, компании, готовые поддержать строительство Дворца, есть, однако Михалков уверен, что в ближайшие год-два он точно не появится.
Зашел разговор и о молодых кинематографистах, творчеством которых всегда интересуется Никита Сергеевич.
«Доступность информации у сегодняшнего молодого кинематографиста огромная. Нам иностранное кино во ВГИКе показывали в 7 утра, чтобы мы не опаздывали на лекции, или возили в Белые столбы. И мы с изумлением и восторгом смотрели и Вайду, и Бергмана. Сегодня этого нет, у людей огромная возможность впитывать информацию. И этому многие научились быстро и довольно легко, но режиссура – это другая работа. Это взгляд на мир, это опыт, это ответственность за то, что ты делаешь, и что говоришь, это понимание того, что ты делаешь и о чем говоришь. Этому нельзя научиться у других кинематографистов. Ты можешь научиться языку, монтажу, склеивать несклеиваемые вещи, и это, возможно, будет новаторством, но научиться мыслить вот так с листа невозможно. Я с огромным интересом и восхищением смотрю на молодых, на то, как они это делают, но не всегда меня удовлетворяет то, что они делают. Не потому, что мне это как-то претит, просто зачастую это бывает ни о чем. А величайшее умение режиссера – рассказать историю», – отметил Михалков.
Рассказал он также и об обсуждаемых тенденциях производства международных продуктов, особенно в сфере сериалов.
«Я не думаю, что в России может родиться что-то такое, что будут смотреть в разных странах, в Америке, потому что у нас очень большая ментальная разница, отношение к жизни, к проблемам. Блистательные американские сериалы, которые я с удовольствием смотрю, мне трудно представить здесь. Точно так же, например, как сериал «Домашний арест» я не могу представить на HBO – я узнаю в нем себя, нас. Закончилась та эра, когда только попадание на западный рынок определяло уровень произведения. Мы увидели, как отношение к художественным произведениям стали меняться, я не вижу необходимости прорываться туда. Для меня было бы величайшим счастьем, если бы то, что я и мои коллеги делают здесь, пользовалось успехом у наших зрителей», – подчеркнул Никита Михалков.
По материалам пресс-центра ММКФ
Фотограф Светлана Яковлева