Накануне спектаклем «Время секонд хэнд» по документальной прозе Светланы Алексиевич начались гастроли Омского Академического театра драмы на сцене театра имени Вахтангова, которые продлятся еще пять дней. Москвичей и гостей столицы ждут спектакли «Синяя борода» по Перро сегодня, «Искупление» по Фридриху Горенштейну завтра, «INKOGNITO» по мотивам «Ревизора» Гоголя 12 октября, «Правда – хорошо, а счастье – лучше» по Островскому 13 октября и «Три товарища» по роману Ремарка 14 октября.
В пресс-конференции, посвященной открытию гастролей, в Арт-кафе театра Вахтангова, приняли участие директора Омского – В.П.Лапухин и театра имени Вахтангова – К.И.Крок, Министр культуры Омской области Ю.В.Трофимов, главный режиссер Омского театра драмы Г.З.Цхвирава, режиссер Д.В.Егоров, артисты А.А.Гончарук, Т.И.Филоненко и гендиректор Федерального центра поддержки гастрольной деятельности Е.Н.Булукова. Гастроли, в рамках которого из Омска в Москву приехали 120 человек и пять фур декораций – спектакли на сцене театра Вахтангова пройдут в том же самом виде, в котором они идут на родной сцене, — проходят в рамках проекта «Большие Гастроли» Министерства культуры РФ. Вскоре после начала к присутствующим присоединился Великий Артист, корифей театра Вахтангова Василий Лановой. В военное время он был мальчишкой под Винницей, на оккупированных территориях. Он сказал: «Как же я благодарен Омску!»
Особые отношения двух театров начались в годы Великой войны, а именно с 22 октября 1941 года, когда Вахтанговский театр был эвакуирован в Омск. Время с ноября 1941 года по август 1943-го вошел в историю Вахтанговского театра как «Омский период», и остался в ней как один из самых ярких в творческой биографии. Тогда три раза в неделю на сцену выходили хозяева из Омского театра драмы, а четыре – вахтанговцы. Особую связь двух театров воплотил в себе М.А.Ульянов, родившийся в Омской области. Совсем недавно, в этом году, в сквере перед театром в Омске был открыт памятник Артисту. Василий Лановой пообещал в скором времени посетить родной для него город.
Спустя годы театры ввели традицию обменных гастролей, и, несмотря на очень плотный гастрольный график москвичей, раз в два года они гастролируют в Омске. Последний раз были как раз в августе. Ну и вот в октябре – ответный визит омичей в Москву.
Почему именно проза Светланы Алексиевич стала спектаклем? Не всем она по душе, будем говорить откровенно, да и для воплощений на сцене есть более театральная проза, уж не говорю про пьесы, которые Омский театр тоже привез – Гоголя, Островского… Да и как играть эту прозу?
Это пришлось объяснять собравшимся представителям СМИ режиссеру Дмитрию Егорову. Во-первых, четыре года назад, театр уже обращался к творчеству Алексиевич – спектакль «У войны не женское лицо» получил Государственную премию, а после нее – и грант Президента. Во-вторых, актеры не играют на сцене – рассказывают историю. Человек о человеке играет человека. Это и есть главное в прозе Алексиевич – повышенное внимание к простому, обычному, частному человеку.
Омский Академический театр драмы, награжденный Орденом Трудового красного знамени — крупнейший и старейший театр Сибири, в этом году он открыл свой 145-й сезон. В его активе – шесть высших театральных наград «Золотая маска». Театр ведет активную гастрольную деятельность, он побывал в Сербии, Эстонии, Латвии, Польше, Ирландии, Франции, Хорватии, Германии, Чехии, Болгарии. В ближайшее время после Москвы театр из Омсква едет в Казахстан выступать перед участниками Саммита приграничных территорий, а дальше его ждет Ростов…
В Москве будут показаны самые яркие спектакли репертуара Омского Академического театра драмы, вы еще успеете на них побывать до 14 октября, все подробности на сайте театра Вахтангова http://www.vakhtangov.ru/news/3012
Полина Лимперт
Фотограф Светлана Яковлева