В преддверии старта юбилейного издания Проекта в Москве состоялась традиционная встреча с журналистами, на которой были объявлены детали маршрута предстоящей гонки.
В 2025 году Международное ралли «Шелковый путь» пройдёт в 15-й раз. Гонка, ведущая свою историю с 2009 года, стала одним из важнейших соревнований мира — будучи одним из самых сложных состязаний для лучших пилотов и команд планеты, она традиционно объединяет страны и культуры и служит платформой для развития международных отношений.
Юбилейное 15-е издание ралли стартует 12 июля в Иркутске, а маршрут вновь пройдёт по территории России и Монголии. Участники проедут от берегов Байкала через монгольские степи, пески пустыни Гоби и горы Алтая, у подножия которых 22 июля в Горно-Алтайске состоится торжественный финиш гонки. Как и в прошлые годы, на старт ралли «Шелковый путь» выйдут десятки экипажей на внедорожниках, мотовездеходах и грузовиках, а также райдеры на мотоциклах и квадроциклах. Вместе с ними на дистанцию отправятся представители зачётов Гранд тур и Adventure Trophy, в которых могут выступить в том числе участники без спортивного опыта.
И по традиции в преддверии старта организаторы гонки, и её участники встретились в Международном Мультимедийном пресс-центре медиагруппы «Россия сегодня», чтобы рассказать о подготовке к предстоящему состязанию.
«Первая гонка нашего Проекта состоялась в 2009 году и прошла по маршруту из Казани в Ашхабад, объединив Россию, Казахстан и Туркменистан. Тогда в основу Проекта легли принципы сотрудничества, обмена опытом, взаимного уважения и дружбы. С тех пор многое изменилось, но фундамент ралли остаётся прежним, — сказал руководитель Проекта Международное ралли «Шелковый путь», Владимир Чагин. — Одна из главных традиций «Шелкового пути» заключается в том, что ежегодно мы готовим для участников уникальный маршрут, стараясь по-новому раскрыть спортсменам и показать зрителям неповторимую красоту нашей планеты. В этом году маршрут вобрал в себя всё лучшее, что есть в ралли-рейдах. Мы стартуем у берегов самого большого озера в мире — Байкала, затем отправимся в Монголию, побываем в пустыне Гоби с её живописными дюнами, поднимемся в Алтайские горы — и именно у их подножия вместе отпразднуем финиш одиннадцатидневного ралли-марафона».
Более подробно о маршруте предстоящей гонки рассказал первый заместитель руководителя Проекта Международное ралли «Шелковый путь», Виктор Соколов. «При разработке маршрута мы ставили перед собой чёткую задачу: создать трассу, которая будет одновременно сложной, интересной и безопасной для всех категорий участников. Уверен, что маршрут этого года станет таким же захватывающим, как и другие в издания Проекта, — сказал он. — Маршрут включает в себя разнообразные природные зоны — от степей до пустынь, горных массивов и плато, а перепады высот варьируются от 400 до 2 700 метров. Маршрут охватывает несколько климатических зон: от умеренного континентального климата российских этапов до засушливых и жарких районов в Монголии. Несколько этапов включают в себя навигационные зоны, где ориентиры практически отсутствуют. В них важную роль сыграют мастерство штурмана и чёткое взаимодействие в экипаже. Мы также подготовили для команд рекомендации с координатами заправок АЗС «Газпромнефть» — нашего партнёра, который вносит вклад в развитие и популяризацию автомотоспорта в России. Это поможет участникам заправляться проверенным топливом и, при необходимости, сделать остановку для отдыха и перекуса. На бивуаках в Байкальске и Улан-Удэ предусмотрена возможность заправки от бензовоза».
Также среди спикеров пресс-конференции были представлены участники гонки, и первым из них выступил руководитель и пилот команды «КАМАЗ-мастер», Эдуард Николаев: «Хотелось бы от лица заводской команды «КАМАЗ-мастер» поблагодарить организаторов ралли «Шелковый путь» за интересный маршрут. Презентация впечатляет, особенно песчаная часть, которая для всех ралли-рейдов является самой сложной, в этом году станет ещё более интересной, — сказал Николаев. — В этом году я также планирую участвовать в ралли «Шелковый путь», ехать вместе с командой. У нас в планах выступление нескольких экипажей, как и в прошлом году, а их состав мы огласим чуть позже. Команда готовится к ралли на протяжении всего года, готовим технику и видим, что активно готовятся наши соперники. Приятно видеть, что грузовой зачёт растёт — нам предстоит интересная борьба. Здорово, что каждое ралли «Шелковый путь» уникально. Организаторы идут вперёд, и это очень радует».
Следом слово взял заслуженный мастер спорта, конструктор и руководитель команды G-Force Motorsport, а также прославленный пилот Борис Гадасин, рассказавший о целях нового проекта категории T1+. «На сегодняшний день ралли «Шелковый путь» остаётся единственным соревнованием в ралли-рейдах, которое проходит в разных странах. И это не условность — в разных странах и регионах разные дорожки, и огромное спасибо организаторам за то, что они поддерживают классические традиции марафонов, — отметил Гадасин. — Наша команда отличается тем, что мы строим свои машины самостоятельно. В этом году мы запустили проект Т1+ — машина G-Force Tigris. В последнее время интерес к технике T1 снизился, в том числе из-за того, что возможности T3 существенно подтянулись. Машины Т1+ это следующий шаг, и мы видим, что наши машины быстрее на 20%. И наша задача — это возрождение зачёта Т1».
Кроме того, на пресс-конференции выступил пилот и спортивный директор команды G-Drive Racing Роман Русинов, действующий победитель ралли «Шелковый путь» в абсолютном зачёте. «Я с нетерпением жду очередного ралли «Шелковый путь»: с каждом годом оно становится всё лучше, всё ярче, конкуренция очень серьёзная. Маршрут в этом году интересный: предгорья, куча камней и бродов. По погоде тоже непросто — большие скачки температур. Но мы уверены: техника вывезет. Тем более что в этом году мы особенно тщательно её готовим и берём на себя ещё одну роль — исследовательскую, — отметил Русинов. — На бивуаках вместе с нами будет мобильная лаборатория G-Energy. По капле масла она определяет состояние основных узлов техники. Мы решаем сразу несколько задач с помощью лаборатории. Первая — следим за техникой, контролируем состояние основных узлов в ходе гонки. Вторая — даём обратную связь по используемым нами смазочным материалам для совершенствования рецептур. Наша команда G-Drive Racing сотрудничает с G-Energy и в гонках на выносливость. Но ралли-рейды — это совершенно другие условия и нагрузки».
Мотогонщик Илья Щеглов, который одержал победу в дебютном для себя 2023 году, но столкнулся с проблемами в 2024-м, рассказал о том, с каким настроем готовится к новому старту. «В прошлом году удача была не на моей стороне: случилось всё, что могло случиться, и даже то, что предусмотреть невозможно. Были технические проблемы с мотоциклом, которые никто так и не смог мне объяснить, я получил травму. Но я всё равно не сдался и не считаю себя проигравшим, ведь ралли «Шелковый путь» — это про преодоление себя. И мне выпал такой шанс — я добрался до финишного подиума и не проиграл самому себе. Перед гонкой этого года я решил поменять технику — тот мотоцикл так никто и не смог отремонтировать. Нас вновь ждёт напряжённая борьба. Но никто не говорил, что будет легко: мы рискуем, нам это нравится, поэтому мы в гонке».
Затем о планах на предстоящую гонку рассказал призёр ралли «Шелковый путь» 2024 года и кандидат медицинских наук Антон Круглов, который также является главным врачом центра протезирования «Бионика 2.0» и руководителем уникальной команды BN Racing. «В нашей команде выступают пилоты, которые пользуются протезами рук и ног и при этом едут наравне со всеми. Мы создали её с моим близким другом Рене Áнтоном, это пример преодоления, казалось бы, необратимых состояний, преодоления барьеров — как физических, так и ментальных. Именно эта философия заложена в основу BN Racing. Очень непросто сделать подходящие протезы, на которых ребята в одиночку смогли бы проехать на мотоцикле ралли-марафон. Мы сделали уже не одну и не две конструкции. Мы отобрали двух гонщиков — это Евгений Озол на протезе бедра и Александр Макаров с протезом кисти. Мы стараемся сделать для них правильные системы креплений протезов, чтобы они выдерживали нагрузки, чтобы ими было удобно пользоваться. Мы также перестроили мотоциклы, перестроили системы управления. И мы очень много тренировались. Ребята уже проехали первый этап чемпионата России по ралли-рейдам — баху «Золото Кагана» — самую сложную в календаре. Ребята финишировали в середине турнирной таблицы, и я ими невероятно горжусь».
О категории «Гранд тур», в которой выступают в том числе участники без спортивного опыта, желающие изнутри узнать, как устроены ралли-рейды, и стать частью грандиозной международной гонки, рассказал Владимир Мельников — автомобильный журналист и призёр зачёта «Гранд тур» прошлого года. «Когда я оказался в зачёте Гранд тур, я думал, что это более или менее туристическое путешествие. Отчасти так и есть, но это всё же гонка, и спортивная составляющая в ней очень большая. Мы ехали по тем же дорогам, по которым уже проехали спортивные экипажи, но мы едем при этом на стандартных машинах и поддерживаем на бездорожье темп на уровне 80 км/ч. Зачёт Гранд тура очень многочисленный, и каждый из экипажей может поехать очень быстро. Даже те, кто были далеки от автоспорта, к середине гонки чувствуют азарт», — рассказал он.
Ближе к концу пресс-конференции слово вновь взял руководитель Проекта Владимир Чагин. Он поблагодарил присутствующих в зале журналистов, а также партнёров гонки, без которых организация этого ралли-марафона была бы невозможна. Особую благодарность Чагин выразил ПАО «Газпром» и Алексею Миллеру, который уже многие годы поддерживает организаторов и позволяет ралли «Шелковый путь» развиваться и создавать для участников новые неповторимые маршруты.
Кроме того, Чагин пригласил гостей мероприятия на фестиваль Silk Way Sport Fest, который состоится 8 июня в Олимпийском комплексе «Лужники» — гости мероприятия смогут в деталях рассмотреть технику участников, пообщаться со спортсменами, а также увидеть церемонию проезда по торжественному подиуму. Завершит программу праздника выступление группы «Моя Мишель». А уже 12 июля в Иркутске состоится старт ралли «Шелковый путь» — и уже в 15-й раз это будет больше, чем гонка и ярче, чем приключение!
По материалам пресс-центра Silk Way Sport Fest
Фотограф Светлана Яковлева