С 20 по 24 августа в столице пройдет VI Московский международный фестиваль университетских и молодёжных театров в рамках проведения XII Всемирного конгресса Международной ассоциации университетских театров (AITU-IUTA), который состоится в России впервые.
Международная ассоциация университетских театров AITU-IUTA каждые два года собирает Всемирный конгресс. В прошлые годы форум проходил в Бельгии, Канаде, Великобритании, Польше, Греции, Республики Беларусь, Колумбии, Италии…. Организатором Конгресса в 2018 году выступает московский театр МОСТ, который стал победителем международного конкурса на право проведения. Театр МОСТ —правопреемник Студенческого театра МГУ, первый студенческий театр России, получивший статус государственного. История Московского фестиваля началась в 1990 году, когда по инициативе директора СТ МГУ Ирины Большаковой впервые в России прошел Международный фестиваль университетских театров. МОСТ продолжает эту традицию и принимает сегодня гостей из 30 стран. В мировой практике университетские театры, как правило, это театры актерских школ, в которых готовят профессиональных артистов, поэтому на фестивале состоится культурный обмен между разными театральными школами — российскими и зарубежными.
Для показа из присланных работ были отобраны восемь спектаклей международным экспертным советом, в который входят: Марина Райкина (редактор отдела культуры газеты «МК», театровед, критик), Владимир Панков (педагог, композитор, режиссер, художественный руководитель Центра драматургии и режиссуры), Жан-Марк Ларрю (доктор, профессор теории театра и театральной критики Монреальского университета), Вито Минойя (доктор, профессор гуманитарных наук Урбинского университета имени Карло Бо, главный редактор журнала «Teatri della diversita», избранный президент AITU-IUTA (2018-2021)), Видмантас Силюнас (доктор искусствоведения, профессор кафедвы истории зарубежного театра РАТИ-ГИТИС, заведующий кафедрой искусствознания Школы-студии МХАТ).
Программу фестиваля можно разделить на три части.
Спектакли невербального театра: «Триптих» (театр «Карман», Кемерово, Россия), «Остановись, прохожий» (Русский Молодежный театр «Inspire», Огре, Латвия), «Cafe» (студия-театр «Манекен», Челябинск, Россия)
Документальные спектакли: «4Любы. Оттепель» (театр МОСТ, Москва, Россия), «Человек, перешедший реку» (театр Документа, Минск, Беларусь).
Классика: «Ромео и Джульетта. Сонет Бессмертной Любви» (театр-лаборатория «Alma Alter», София, Болгария), «Как пришла любовь к Хуану Тамаду» (театр Tanghalang Pilipino, Пасай, Филиппины), «Сирано» (театр МОСТ, Москва, Россия).
После каждого блока спектаклей состоятся дискуссии на актуальные темы, представленные на сцене:
«Художественный язык невербального театра» (ведущая— заместитель художественного руководителя Международного театрального центра Славы Полунина, театральный критик Наталья Табачникова)
«Образное решение документального спектакля» (куратор — арт-директор фестиваля молодой драматургии «Любимовка» Евгений Казачков)
«Классические произведения глазами молодых» (Художественный руководитель театра МОСТ Евгений Славутин, режиссер театра МОСТ Георгий Долмазян)
Представляем участников Фестиваля:
«Триптих» (театр «Карман», Кемерово, Россия). Спектакль без слов. С помощью хореографии, пантомимы, пластики и самых передовых современных технологий раскрываются вечные художественно-литературные темы. Театр «Карман» был создан в 2004 г. Все актеры театра — «технари»: студенты и магистранты Кузбасского государственного технического университета имени Тимофея Федоровича Горбачева. Особенностью театра является смелое новаторство: постоянный поиск форм и совмещение разных жанров.
«Остановись, прохожий» (Русский Молодежный театр «Inspire», Огре, Латвия) -музыкально-поэтическая композиция о судьбе Марины Цветаевой. Художественный руководитель театра — выпускница ГИТИСа (курс Р. Виктюка), актриса, режиссёр Светлана Баравикова. У театра пока нет своего помещения, но он активно выступает в Доме Культуры родного города Огре, гастролирует по Латвии, с успехом участвует в международных фестивалях.
«Cafe» (студия-театр «Манекен», Челябинск, Россия) — где-то в Европе, в кафе, на перекрестке всех дорог переплетаются судьбы узнаваемых персонажей из разных стран. Немецкая супружеская пара, певица-итальянка, влюбленный актер-мим, поэт и его муза-испанка, сдержанная англичанка и порхающая француженка-официантка. Образованную в 1996 году студию-театр «Манекен» возглавляет художественный руководитель Владимир Филонов. За время своего существования студенческий театр одержал победы на различных фестивалях России и мира. Отличительная особенность — каждый новый проект «Манекена» не похож на предыдущий!
«4Любы. Оттепель» (театр МОСТ, Москва, Россия) — мульти-жанровый портрет времени эпохи шестидесятников: «внезапной» свободы и открытости новому миру. На сцене — лица эпохи в документальной трактовке: Хрущев, Фурцева, Гагарин, Ахмадулина, Евтушенко, Визбор, Вознесенский, Нуреев, Аллилуева, Людмила Алексеева и др. Воздух выхватывает из толпы четыре женских лица — 4 Любы в перипетиях эпохи. Спектакль входит в МОСТпроекты — серию документальных постановок театра МОСТ. Сценический роман режиссёра Георгия Долмазяна был номинирован публикой на Международную зрительскую премию «Звезда Театрала» и оказался в шорт-листе лидеров.
«Человек, перешедший реку» (театр Документа, Минск, Беларусь) — спектакль-документ в жанре экзерсисов с элементами «биомеханики» режиссера реформатора Всеволода Мейерхольда. Театр Документа образовался в 2011 году на базе Белорусского государственного университета культуры. Художественный руководитель театра Анна Сулима — преподаватель специальных дисциплин кафедры режиссуры обрядов и праздников БГУКИ. Театр ДОКУМЕНТА — хэдлайнер документального жанра и лауреат большого количества международных фестивалей.
«Ромео и Джульетта. Сонет Бессмертной Любви» (театр-лаборатория «Alma Alter», София, Болгария) — инновационная трактовка сюжета дает классическому шекспировскому тексту возможность жить в другом пространстве. Театр Софийского университета основан в 1968 г. Позднее, был закрыт по идеологическим соображениям. В 2000 году восстановлен. Режиссер Николай Георгиев, представитель болгарской экспериментальной школы, основал здесь новый студенческий театр и дал ему новое — звучное — имя: Театр-лаборатория «Альма Альтер». Философия и методология в высшей степени интерактивной «Альма Альтер» основана на принципе «здесь, сейчас, с этими людьми» — это категорическая альтернатива традиционному театру в Болгарии.
«Как пришла любовь к Хуану Тамаду» (театр Tanghalang Pilipino, Пасай, Филиппины). Театр создан в 1987 году при Культурном центре Филиппин. Постановка спектакля стала режиссерским дебютом для актера театра и кино Джонатана Тадивана. Он воплотил на сцене культовый сюжет из филиппинского фольклора по рассказу известного во всем мире писателя Ника Хоакина, обладателя высшей награды Филиппин за вклад в искусство «Народный артист Филиппин». В центре сюжета — любовный треугольник персонажей из старых филиппинских легенд и синтез современной и этнической музыки. На сцене — культовые фольклорные персонажаи: безнадёжный лентяем и хитрец Хуан Тамад (актер Ибес Багадионг), богиня любви Мария Макилинг (актриса Моник Неллас) и бог войны и царь таинственной горы Банахао (актер Альдо Венсилао). Красивые декорации, забавные, ироничные диалоги между персонажами и тонкие подсознательные сообщения вплетаются в историю, которая вызывает интерес любой аудитории.
«Сирано» (театр МОСТ, Москва, Россия) — хрестоматийная пьеса Ростана, переписанная авторскими оригинальными двустишьями Художественным руководителем театра МОСТ, режиссером-постановщиком Евгением Славутиным. Постановка включена в коллекцию лучших спектаклей мира французского музея «Сирано». Музыка и песни написаны бардом Алиной Симоновой. Спектакль идет с аншлагами в Москве и за рубежом более 10 лет.
Спектакли фестиваля идут в историческом центре Москвы: театре МОСТ (Большая Садовая, 6), Театральном центре «Вишневый сад» (Малая Сухаревская, 10), Деловом и культурном комплексе Посольства Республики Беларусь в РФ (Маросейка, 17/6, стр.3)