ГМИИ им. А.С.Пушкина Волхонка, 12
На выставке «Лев Бакст / Léon Bakst. К 150-летию со дня рождения», посвященной богатому и многообразному творчеству одного из самых оригинальных и ярких художников начала ХХ века, гости и друзья «Черешневого Леса» увидят около двухсот пятидесяти произведений живописи, оригинальной и печатной графики, фотографии, архивные документы, редкие книги, а также сценические костюмы и эскизы для тканей.
Лев Самойлович Бакст, на Западе известный как Леон Бакст, знаменит, прежде всего, своими впечатляющими проектами для Русских сезонов С. Дягилева в Париже и Лондоне. Его необычные и динамичные декорации и костюмы обеспечили успех таким легендарным постановкам, как «Клеопатра», «Шехеразада», «Синий бог» и «Спящая принцесса», и оказали влияние на общее представление о сценическом оформлении. Рассматривая балет, оперу и драму как синтетические художественные конструкции, в которых цвет, звук, слово и движение являются равноправными партнерами, сотрудничая с такими выдающимися личностями – импресарио, художниками, музыкантами, танцовщиками и писателями – как Сергей Дягилев, Вацлав Нижинский, Игорь Стравинский, Александр Бенуа, Клод Дебюсси, Ида Рубинштейн, Айседора Дункан, Габриэль д’Аннунцио и др., Бакст радикально изменил способ существования артиста на сцене, освободив энергию его движения и создав органическую связь между авансценой и зрительным залом.
Бакст прославился не только как театральный художник, но и как живописец, как портретист, как мастер книжной и журнальной иллюстрации, дизайнер интерьеров и создатель высокой моды 1910-х годов, близкий модным домам Пакен, Шанель и Пуаре. Бакст также разрабатывал дизайн украшений, сумок, париков и других модных аксессуаров, писал статьи о современном искусстве, дизайне и танце, читал лекции в России, Европе и Америке о моде и современном искусстве, написал полный интригующих подробностей автобиографическ
В экспозицию включены произведения из государственных и частных российских и западных собраний. Многие из них впервые демонстрируются в России. Работы, представленные на выставке в ГМИИ им. А. С. Пушкина, охватывают ряд наиболее важных для художника тем: пейзажи, портреты, панно, модные туалеты и ткани и, конечно же, театр, которому посвящена основная часть экспозиции. Среди театральных работ нельзя не отметить эскизы костюмов для Иды Рубинштейн в партии Саломеи для «Танца семи покрывал» (1908, ГТГ) и в партии Клеопатры для одноименного балета (1909, СПбГМТиМИ; дар Международного благотворительно
Будет представлен ряд костюмов, созданных по эскизам Бакста: Музей Академии русского балета имени А. Я. Вагановой покажет знаменитый костюм Вацлава Нижинского в партии Призрака розы, Санкт-Петербургс
Искусство Льва Бакста – органичная часть возрождения интереса к декоративному искусству начала ХХ века в России, Европе и Америке. Новаторство и изобретательност
ГМИИ им. А. С. Пушкина и Открытый фестиваль искусств «Черешневый Лес» связывают давние партнерские и дружеские отношения.
В программе фестиваля «Черешневый Лес» разных лет были такие уникальные события, как выставки Франко Дзеффирелли «Искусство спектакля», «Встреча с Модильяни», «КОСТЮМЫ/CОВРЕМЕ
Первое событие фестиваля «Черешневый Лес» в ГМИИ им. А. С. Пушкина состоялось в 2003 году. На концерте Российского национального оркестра под управлением Карло Понти партию фортепиано исполнила Ее Королевское Высочество принцесса Каролин Хефнер, а солистка Ла Скала Галина Горчакова (сопрано) и восходящая звезда мировой оперной сцены Дай Чанг (тенор) подарили слушателям несколько арий великих итальянских и русских композиторов.
С 2004 года музей неоднократно предоставлял свои стены для уникальных выставочных проектов. В рамках IV фестиваля прошла выставка Франко Дзеффирелли «Искусство спектакля», а в 2005 – в год 60-летней годовщины Великой Победы – в стенах музея расположилась живопись и графика, объединенная в проект «Мир войны Николая Жукова».
В 2006 году ГМИИ им. А. С. Пушкина увидел экспозицию «КОСТЮМЫ/CОВРЕМЕ
В 2010 году в сквере музея разместился уникальный проект «Рембрандт в бронзе»: по воле скульпторов Александра Таратынова и Михаила Дронова персонажи полотна Рембрандта «Ночной дозор» покинули плоскость холста и возродились в «3D-формате». А в Отделе личных коллекций увидели свет живопись и графика Моисея Фейгина. Его выставка «Исповедь Арлекина» продолжила серию экспозиций музея, представляющих художников, которые в силу обстоятельств не снискали громкой славы и официального признания.
На XI фестивале «Черешневый Лес» ГМИИ им. А. С. Пушкина привез в Москву «Палладу и кентавра» Сандро Боттичелли из Галереи Уффици.
Церемония награждения премией «Творческое открытие» Олега Янковского – это отдельная глава совместной летописи фестиваля и музея, ведь именно здесь, в Белом зале ГМИИ им. Пушкина 31 мая – или 32-го по «янковскому стилю» – на Х Юбилейном фестивале «Черешневый Лес» состоялось первое вручение премии, которую получили десять лауреатов — Вадим Aбдрашитов, Роман Балаян, Леонид Броневой, Сергей Гармаш, Марк Захаров, Александр Збруев, Станислав Любшин, Виктор Раков, Инна Чурикова, Леонид Ярмольник.
В 2011 году вручение премий вновь прошло в музее. Одним из лауреатов у себя «дома» стала директор ГМИИ им. Пушкина Ирина Антонова «за готовность открыть двери пространства академического творчества современному дизайну, дизайну моды», в частности, за масштабную выставку Dior.
И вот, в 2016 году, «Черешневый Лес» и ГМИИ им. А. С. Пушкина снова объединились, чтобы подарить поклонникам Льва Бакста монументальную ретроспективу работ великого художника.
К церемонии открытия выставки итальянский дизайнер Антонио Маррас создал капсульную коллекцию вечерних платьев, вдохновляясь театральными костюмами Льва Бакста. Маэстро очаровали ориентальные мотивы костюмов Бакста, которые в свое время произвели настоящую революцию театрального костюма. Создавая эту коллекцию, Маррас пользуется проверенными методами: деконструкция формы, символические орнаменты, отголоски путешествий и отпечатки других культур. Каждая из моделей обладает своей неповторимой особенностью: уникальное расположение слоев созвучны восточным летящим ансамблям, которыми вдохновлялся сам Бакст, необычные формы и асимметричный крой как нельзя лучше сочетают в себе стилевые пристрастия и дизайнера, и его вдохновителя.
Текстильные аппликации и украшения вторят причудливым восточным одеяниям, от театрализованног
Каждое платье выполнено в одном экземпляре, и у каждого наряда свое имя – Одри, Айседора, Саломея, Анна, Дафна, Лилиана, Вера, Полина, Елена, Настя, Карина, Ольга, Нина, Регина, Василиса, Ирина, Эльмира, Ида, Роза, Диана. Элементы футуристического дизайна, геометричные элементы из плотного материала: воротники, вставки как символ технологичного XXI века – Маррас сочетает с кушаками и меховой отделкой – цитатами из блистательных 1920-х.
Каждая коллекция Antonio Marras – это путешествие в глубину традиций и переосмысление женского образа прошлого. Это всегда эксперимент, где одежда взаимодействует с создающими атмосферу декорациями, а каждый его наряд – произведение искусства.
По материалам пресс-центра