«Крок», один из самых популярных анимационных фестивалей мира, единственный плавучий кинофорум, в этом году собрал 175 лент из 44 стран мира.
Из Москвы на теплоходе «Константин Симонов» фестиваль отправился в Санкт-Петербург через Дубну, Череповец, Горицы, Мандроги и Петрозаводск. Австралия, Аргентина, Беларусь, Бельгия, Бразилия, Великобритания, Германия, Израиль, Индия, Испания, Италия, Канада, Китай, Мексика, Нидерланды, Перу, Польша, Португалия, Сингапур, США, Таиланд, Украина, Франция, Швейцария, Эстония, ЮАР, Япония – представили свои картины. Но самая большая часть конкурсной программы – от России. Их увидели более 10 000 зрителей. Фильмы демонстрировалис
Итак, итоги КРОКа:
Гран-при Международного фестиваля анимационного кино КРОК завоевал фильм Светланы Филипповой «Брут».
«Лишь мгновение смотрел Брут в глаза человека и сейчас же отворачивался, чтобы не увидеть перемены, чтобы сохранить то, что ему дали, унести с собой то, что получил. Никто лучше собак не знает, как переменчива людская привязанность. «Жаль, что мы, собаки, не можем ни о чем говорить с людьми, а то мы научили бы их по запаху распознавать добро и зло»».
Фильм, созданный Светланой Филипповой по мотивам рассказа Людвига Ашкенази и под лейблом московской школы-студии «ШАР», является одной из сильнейших по духу и драматургии картин, созданных в последнее время в нашей стране.
Специальным призом жюри с формулировкой «За верность семейным ценностям» награжден эстонский фильм «Пилоты по дороге домой» (режиссеры Прийт Пярн и Ольга Пярн).
Лидером профессиональног
За лучший дебют была награждена картина «Юль и змея» француза Габриэля Арэля.
Особый приз имени Александра Татарского «Пластилиновая ворона» получил фильм Константина Бронзита «Мы не можем жить без космоса».
Жюри также наградило призами фильмы в шести конкурсных категориях. Лучшими были названы такие работы, как «Купальня» Томека Дуки (категория «фильмы до 5 минут»), «Самородки» Андреаса Хюкаде (категория «фильмы от 5 до 10 минут»), «Волк Вася» Екатерины Соколовой (категория «фильмы от 10 минут»), «Считая овец» Фрица Штандерта (категория «фильмы для детей»), «Поросенок. Няня» Натальи Березовой (катег
Спецприз оргкомитета фестиваля «Сова» за многолетнее нежное отношение к совам и за радость совместного творчества достался картине «Совы нежные», над которым работали 20 режиссеров.
Комментарии:
Ирина Капличная, Генеральный директор фестиваля КРОК
Несмотря на огромные сложности и преодоления, в этом году Международный фестиваль анимационных фильмов «КРОК» состоялся. В этом году в составе Международного жюри по традиции представители пяти стран мира: Председатель жюри — художник Дмитрий Маланичев (Россия-США), режиссер, продюсер, актер, декан факультета кино, видео и анимации в Школе визуальных искусств в Нью-Йорке Риивз Леманн (США), режиссер и педагог Майя Ионешо (Япония-Германия
Иван Максимов, Председатель селекционной комиссии, Россия (режиссер, сценарист, художник)
Я люблю работать в селекции фестивалей. Для меня не проблема просматривать по 200 и более фильмов в день. Иногда, правда, хочется сделать фильмы раза в два короче, особенно – после опыта в жюри. В этом году отобрали более, чем обычно, картин. И половину из них я бы с радостью наградил своими личными призами. Я всегда в первую очередь обращаю внимание на визуальный ряд. Затем для меня играют роль все остальные составляющие. Тенденцией этого года могу отметить черно-белую графику, жесткий социальный формат, авторские работы сложной внутренней направленности, поиск ответов на глобальные вопросы. Некоторые фильмы даже очень неприятные. Но полезный опыт плюс удовольствие от общения с приятными людьми… Что может быть лучше?
Международное жюри
Дина Годер, Россия – Израиль (кинокритик)
Последние два года оказались удачными для российской анимации. Мы увидели много талантливых фильмов. Детская анимация создается в остроумной, сильной манере, с интересными персонажами, пишутся чудесные сценарии. В авторском кино есть и чернота, и решение собственных проблем, о сложностях не всегда ведь стоит говорить прямолинейно… И режиссер заменяет страшное фантазией, придуманной историей, тонким художественным выражением. Сегодня есть тенденция в ко-продукции. Мировые студии приглашают из разных стран в проекты режиссеров, художников. Наши молодые режиссеры живут во Франции, в Бельгии, снимают кино и представляют его на фестивалях. Анимация не имеет национальности. Имеет характер, привычки. И всегда- особенный талант…
Дмитрий Маланичев, Россия- США (художник-постан
Это мой первый опыт в жюри, сложный и интересный. Для меня главное- история. Внятная, простая, четкая. Изобразительная сторона, музыка- дополнение. Авторская анимация – это 100% переплавленная собственная эмоция. Оценка работы складывается из личного отношения, профессиональных сегментов, опыта. Ведь узкий нишевый мир авторской анимации отражает целый огромный мир вокруг… Всегда.
Олег Педан, Украина (режиссер, сценарист, аниматор)
КРОК я знаю с момента его возникновения. Раньше мы смотрели фильмы на больших катушках, а сегодня все оснащено, удобно и просто. Огромное количество людей воплощает свои идеи, общается. Для меня в фильмах важна история любви. Тема настроений и отношений. Я впервые в жюри, и испытываю нагрузку от анимационного текста. В фильмах много социальной, глобальной мировой тематики. Авторы хотят удивить, провести через свой внутренний мир. Переполняет черное и красное- по цвету. Это – внутренняя агрессия, противоречия, сублимации. История должна быть занятной, затем – картинка. И в финале- что осталось, изменил ли меня этот фильм. В этом году много дебютов. И важно, что все – разные…
_
Ольга Лаптева
фотографии пресс центра фестиваля