Впервые в Москве!
Шедевры портретной живописи из частного собрания –
в постоянной экспозиции Музея А.С. Пушкина
Выставка
«СОЗДАНЬЯ ИСКУССТВ И ВДОХНОВЕНИЯ»
Из частного собрания семьи Карисаловых (Санкт-Петербург)
С 3 июня до 25 сентября в Государственном музее А.С. Пушкина
ул. Пречистенка, 12/2 (ст.м. «Кропоткинская»)
Открытие – 2 июня, в 17.00
В канун Пушкинского дня в постоянную действующую экспозицию Государственного музея А.С. Пушкина на Пречистенке «вводится» 28 подлинных полотен кисти знаменитых портретистов Д. Левицкого, В. Боровиковского, В. Тропинина, О. Кипренского, Т. Неффа, И. Лампи, Дж. Доу, А. Молинари, Г. Гроота, К. Робертсон и других мастеров отечественной и зарубежной живописи конца XVIII – первой трети XIX века, живших и работавших в России.
Живописные полотна не принадлежат музею. Они из частного собрания семьи Карисаловых из Санкт-Петербурга. Известные коллекционеры впервые представляют в Москве на широкое обозрение часть своего художественного собрания.
Выставочный проект в Музее А.С. Пушкина, рожденный в содружестве государственного музея и частных коллекционеров, можно назвать уникальным. И по художественной ценности экспонируемых работ, и по формату их представления. Впервые в истории музея живописные шедевры из частного собрания предстанут перед зрителями в контексте постоянной действующей экспозиции. Литературно-художественная экспозиция музея А.С. Пушкина, представляющая поэта и его эпоху в широком культурно-историческом формате, очень подходит для созерцания классической живописи, узнавания тех персонажей, которые послужили моделями знаменитым художникам, сопоставления их с другими героями того времени. Кроме того, многие изображенные на портретах персонажи были современниками поэта или предтечей той эпохи, в которую жил и творил Пушкин. Со многими из них поэт был знаком лично.
В числе представляемых на выставке работ – портреты царственных особ Дома Романовых кисти таких мэтров портретной живописи, как Дмитрий Левицкий, Владимир Боровиковский, Иоган Баптист Лампи (старший), Степан Щукин, Кристина Робертсон. Представители знатных родов пушкинского времени представлены портретами великих князей Константина Павловича и Константина Николаевича Романовых, князей Н.А. Голицына и И.Л. Голенищева-Кутузова, графа А.И. Рибопьера, генералов А.Д. Балашова и П.П. Папкова, княгини С.П. Лобановой-Ростовской, В.А. Зубова, Н.П. Наумова а также безымянных знатных дам и аристократов. Заслуживают внимание и портретные полотна художников Гавриила Яковлева, Тимофея Неффа, Вильгельма Голике, мастерски изобразивших на полотнах простонародные типажи – рыбака-итальянца, пастушка, соррентийской девушки.
Среди безусловных шедевров – портрет молодого Александра I, кисти Владимира Боровиковского; портрет Петра I (худ. Ян Купецкий); портрет знатной дамы (худ. Георг Кристоф Гроот); портрет Екатерины II (худ. Дмитрий Левицкий).
Портрет Петра I кисти Яна Купецкого (1711) написан во время встреч российского императора и живописца в Карлсбаде (ныне – Карловы Вары) и Торгау. Судя по всему, за это время художник исполнил несколько портретов Петра I. В письме царевичу Алексею от 12 января 1712 года Петр требовал немедленно прислать «персоны мои, писанные в Торгоу», и вновь напоминал о своих портретах в письмах от 14 февраля и 10 марта 1712 года. Необходимость в написании сразу нескольких портретов императора была очевидной: в Торгау 14 октября 1711 года состоялась свадьба царевича Алексея с кронпринцессой Шарлоттой Христиной Софией. Этот портрет прежде не был известен исследователям в нашей стране. Эксперты склоняются к тому, что это первый из портретов Петра, написанных Купецким в 1711 году.
Император Александр I на портрете Боровиковского (1802–1805) изображен в мундире лейб-гвардии Преображенского полка со звездой и лентой ордена Св. Андрея Первозванного. Интересно, что горностаевая мантия приписана поверх законченного изображения позднее и не принадлежит кисти Боровиковского.
Поясной портрет Екатерины II (после 1792) кисти Левицкого, по предположению экспертов, когда-то мог находиться в Эрмитаже – надпись на обороте свидетельствует о дублировании его на новый холст эрмитажным реставратором Михаилом Сидоровым в конце 1900‑х годов.
Портрет знатной дамы, блестяще исполненный Г.К. Гроотом (1742) дает возможность увидеть известный авторский прием художника – мазок киновари в радужке глаз. Композиция полотна, постановка фигуры, утонченная и слегка прохладная цветовая гамма в сочетании с молодостью, красотой и меланхолическим изяществом дамы позволяют назвать работу одним из ярчайших образцов камерного портрета эпохи рококо.
В основе любой коллекции, большой или малой, лежит искренний интерес, увлеченность и настойчивость ее собирателя. И только от него зависит, останется ли собрание артефактов всего лишь модной, мимолетной прихотью или способом удачного размещения своего капитала, радующее лишь самого владельца? Либо, оно станет предметом изучения, внимания специалистов и, что самое главное, достоянием широких кругов заинтересованной публики. Увлеченные петербургские коллекционеры Михаил Юрьевич Карисалов и его семья однозначно выбрали для себя второе.
Собирательский азарт Карисаловых сосредоточен, в основном, на трех направлениях – живописи, художественной мебели и резьбе по кости. Значительную часть коллекции классического изобразительного искусства составляет портретная живопись прошлых веков. Преимущественным интересом собирателей является иконография русского дворянства и аристократии. Поддерживает активные дружеские и партнерские связи с ведущими российскими музеями. Является дарителем многих из них. В том числе и Государственного музея А.С. Пушкина в Москве, где сегодня открывается выставка шедевров из собрания живописи семьи Карисаловых.
В своей собирательской деятельности М.Ю. Карисалов следует лучшим традициям отечественного меценатства. Он привлекает к своей деятельности и к своим коллекциям внимание профессионалов и экспертов высокого уровня – искусствоведов, историков, реставраторов. Работа экспертов с предметами коллекции дает возможность не только определять их ценность, восстанавливать, но и делать открытия.
Аккредитация на открытие выставки и доп. информация — в Пресс-службе ГМП
+7 495 6377339; Вероника Кирсанова +7 985 4473343, prpushkin@mail.ru
Иван Синица +7 916 4709485, pushkin.press@yandex.ru
Профессиональные съемки возможны только на открытии выставки.
Ждем Ваших заявок.